Цель: познакомить детей с деревенское подворьем – хозяйством при деревенском доме, с его обитателями, с особенностями организации жизни в деревне. Расширять и систематизировать представления детей о домашних животных, об условиях их содержания, о значении домашних животных в жизни человека.
Задачи:
- совершенствовать познавательные способности детей;
- пополнять объем активного словаря, совершенствовать навыки в словообразовании и словоизменении, способствовать интонационной выразительности речи;
- побуждать детей по итогам наблюдения составлять распространенные предложения, объединять их в сюжетный рассказ;
- развивать зрительное внимание, мышление, долговременную память;
- активизировать коммуникативные навыки, формировать доброжелательность в общении;
- воспитывать чуткое заботливое отношение к домашним животным.
Оборудование: прогулочная площадка «Деревенское подворье», смартфон, мяч.
Рекомендации по работе с детьми
Младший дошкольный возраст
Наблюдения:
- Рассматривание построек: дом бабушки и дедушки, домашние животные(кошка , собака), домашние птицы (петух, курица); колодец
- за сезонными изменениями на подворье;
- правила поведения с животными (не подходить слишком близко к незнакомому животному, не протягивать к нему рук, не кормить).
Вопросы к детям:
- Кто живет в деревне? (бабушка, дедушка)?
- Какие животные есть у хозяев? (корова, собака, кошка, петух, курица)?
- Чем кормит бабушка кошку (петушка)?
- Для чего бабушка и дедушка завели кошку(петуха)?
- Где вы видите кошку? Что она делает? Расскажите, какая кошка (части тела, цвет шерсти, что помогает кошке ловить мышей)?
-Вспомните, какая шубка у кошки на ощупь? (мягкая, пушистая, гладкая).
- Как кошка крадется за мышкой, как ловит мышку?
- Как кошка подает голосок (говорит «мяу-мяу»)?
- Посмотрите, где петушок? (на травке) Что он делает?(ищет зернышки, клюет). Назовите, какие части тела есть у петуха: голова, туловище, лапки, крылья, хвост. Чем покрыто тело петуха?
- Как ходит петушок! Как кричит(«ку-ка-ре-ку»)
Загадки:
Живу во дворе,
Пою на заре,
На голове гребешок.
Я горластый ... (петушок).
Мягкие лапки,
В лапках – царапки,
Часто умывается,
А с водой не знается.(Кошка)
И мохната, и усата.
Хвост пушистый, полосатый.
Днем на кресле тихо спит.
Ночью мышек сторожит…(Кошка)
Зёрнышки она клюёт.
Яйца вкусные несёт.
Слышно на всю улицу.
Как кудахчет… (Курица)
Желтые комочки,
Легкие, как вата!
Бегают за квочкой.
Это кто?.. (Цыплята.)
Игры:
1.Имитационные игры: «Играем с клубочком, как котенок»,
«Крадемся за мышкой»,
«Лакаем молоко как кошка»,
«Как разговаривают кошки» (имитация движений, звуков)
Игра на имитацию движений и звукоподражаний «На птичьем дворе»:
Наши уточки с утра - кря-кря-кря, кря-кря-кря!
Ниши гуси у пруда – га-га-га, га-га-га!
Наши курочки в окно – ко-ко-ко, ко-ко-ко!
А как Петя-петушок рано-рано поутру нам поет: ку-ка-ре-ку!
2.Подвижная игра «Наседка с цыплятами». Водящий – кошка. Дети встают на расстоянии от спящей кошки:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка!»
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет!
3. Дидактические игры:
«Узнайте животного по описанию»,
«Чей детеныш?»: чей детеныш котенок, чей малыш козленок?....,
«Кто как кричит?».
3.Самомассаж «Кошка».
У нашей кошки шерстка гладкая……………………гладит воспитатель кошку
А у деток волосики? Тоже!............................................гладят себя по голове
У нашей кошки лапки мягкие……………………...….гладит воспитатель лапки кошке
А у деток ручки? Тоже!..................................................поглаживают кисти рук
У нашей кошки ушки красивые………………………показывает ушки кошки
А у наших деток ушки? Тоже!.......................................пощипывают ушки
У нашей кошки носик маленький…………………….показывает носик кошки
А у деток носик? Тоже!.................................................гладят носики
Наша кошка песенку поет «мяу, мяу», а детки? Тоже! «мяу, мяу».
6. Пение песня «Мяу!» Е. Макшанцевой (на мотив русской народной песни «Я на горку шла») Дети (подпевают)
Кошка-кошечка, кошка-кошечка,
Спой нам песенку скорее,
Спой немножечко! (2 раза)
Мяу, мяу, мяу, мяу!
Мяу, мяу, мяу, мяу!
7. Игра-развлечение «Прятки с платком»
Большим газовым платком накрывают ребенка
Воспитатель с кошкой в руках ходит, ищет ребенка.
Я по залу хожу, Вовы (Тани, Маши...) я не нахожу.
Где же Вова? Где же Вова?
Где искать, куда пойти?
Помогите мне, ребятки, поскорей его найти!
Затем сдергивает платок с ребенка, удивляется, радуется, что нашла. Ребенок гладит кошку. Игра повторяется с другими детьми.
Игра «Хлопни в ладошки» В. Агафонникова
Тень-тень, поте-тень. Села кошка под плетень.
Дети ставят руки перед грудью «полочкой».
Налетели воробьи,
Взмахивают кистями рук («крылышки»).
хлопни им в ладошки. Дети хлопают в ладошки.
Улетайте, воробьи! Берегитесь кошки!
Грозят пальчиком. Воробей улетает от кошки.
(Слова народные)
Пальчиковая гимнастика «Колодец»
Вот колодец большой
С чистой свежей водой (кулачки соединить).
Прилетели к нему птицы:
«Дай, колодец, нам напиться!» (кисти рук перекрестить, помахивать)
Эти птицы воду пьют, (соединять пальцы в колечки 1-2, 1-3, 1-4, 1-5)
Эти – песенки поют. (соединять пальцы в колечки 1-2, 1-3, 1-4, 1-5)
Песни все свои пропели
Встрепенулись, улетели (кисти рук перекрестить, помахивать).
Стихи
— Кошка, как тебя зовут?
— Мяу!
— Стережешь ты мышку тут?
— Мяу!
— Кошка, хочешь молочка?
— Мяу!
— А в товарищи щенка?
— Фррр... (Г. Сапгир)
Вы со мной знакомы близко. Я — приветливая киска.
Кверху — кисточки на ушках, когти спрятаны в подушках.
Чистоплотна, аккуратна, если гладят — мне приятно.
Не таю своих привычек — я люблю мышей и птичек.
В темноте я зорко вижу, понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно — я царапаюсь ужасно. (В. Стоянов)
Колодец
Водица-водица, умой бабушке личико,
Петю, кису напои, всем-всем жажду утоли!
- Нужно кису (Петю-петушка) напоить, где водички раздобыть?
Вот домик не простой - он наполнен водой.
В земле – яма глубока, а в ней - чистая вода.
Кто к колодцу подойдет, тот воды себе нальет!
Можно умыться, можно напиться,
Но не забудем рукам поклониться -
тем, что этот колодец отрыл
и добрых людей водой угостил.
***
Что корова нам даёт:
И сметану, и кефир,
Сливки, ряженку и сыр,
Творог, масло, простоквашу,
Молоко для вкусной каши
Нам даёт Бурёнка наша.
***
К домашним животным
мы тех отнесём,
С которыми в тесном контакте живём:
Коровы и лошади,
овцы и козы,
Мы их укрываем
в тепле от мороза.
Их кормим и поим,
коль надо – стрижём,
Их ласково гладим,
всегда бережём.
Они к нам привязаны,
очень послушны
И к голосу нашему неравнодушны.
Они нам дают молоко и сметану,
Другие нас возят
везде неустанно,
А третьи нам дом охраняют,
Еду от мышей сберегают.
***
Мне козлик очень нравится
За то, что озорной,
За то, что он бодается
С сестренкой и со мной.
***
Вы со мной знакомы близко.
Я – приветливая киска.
Кверху – кисточки на ушках,
Когти спрятаны в подушках.
Чистоплотна, аккуратна,
Если гладят – мне приятно.
Не таю своих привычек –
Я люблю мышей и птичек.
В темноте я зорко вижу,
Понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно –
Я царапаюсь ужасно.
***
А.Шибаев КТО КЕМ СТАНЕТ
Жил-был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая собака.
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал конем.
Бык, могучий великан,
В детстве был теленком.
Толстый увалень баран –
Тоненьким ягненком.
Этот важный кот Пушок
Маленьким котенком,
А отважный петушок –
Кро-о-охотным цыпленком.
А из маленьких гусят
Вырастают утки –
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
Аудиазапись Звуки природы « В деревне»
Старший дошкольный возраст
Наблюдения
-рассматривание, называние построек, фигур людей и животных на станции ( деревенский дом, колодец,коромысло с ведрами, мельница, ульи с пчелами, телега, бабущка с дедушкой, курица с цыплятами, петух, гусь, собака, кошка)
-сезонные изменения на подворье
-помощь взрослым по наведению порядка на подворье( сбор мусора, упавших веток, листвы)
Вопросы к детям
- Каких домашних птиц вы узнали?
- Какие еще птицы живут вместе с человеком?
- Для чего человек держит птиц? (куриц, гусей, уток, индюков)
-Что едят куры? гуси? индюки? утки? (Травку, червяков, зернышки, насекомых)
- Чем курица отличается от петуха? Утка от гуся? Индюк от индюшки?
- Как называют птенцов домашних птиц?
У курицы -кто ? ( цыпленок)
У гусыни - кто? (гусенок)
У индюшки -кто ? ( индюшонок)
У утки - кто? (утенок)
-Умеют ли куры разговаривать? Понимают ли они друг друга, как вы думаете?
Чем отличаются лапы гусей и уток от лап курицы?
-Ребята, какие вы знаете сказки про домашних птиц?
(«Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Гадкий утенок», «Серая шейка».)
Беседа о колодце
Сейчас у нас в каждой квартире есть кран и вода течет по трубам. А раньше на окраине села был колодец и люди ходили к нему за водой всем селом. Они были очень глубокие, и вода была в них студеная и чистая. Стенки колодцев укреплялись бревнами, чтобы в них не осыпалась земля. Посмотрите , ребята, наш колодец тоже сделан из брёвен. Эти бревна называются срубом. Над колодцем делали крышу , чтоб в него не попадал мусор .
Где бывает студеная вода в летную жару?
А зачем нужна человеку вода? (Уталить жажду, умываться, постирать белье , приготовить пищу и т.д.)
Рассказ воспитателя. Обобщение: Давно, когда люди жили в деревянных домах, когда не было электричества, всем приходилось много работать. Мужчины работали в поле, женщины по дому. Самое необходимое в доме - вода, а водопровода тоже не было и приходилось за водой много раз в день ходить на реку или на колодец.
Чтобы облегчить труд использовали деревянное коромысло, с его помощью можно принести сразу два ведра воды. Воды для хозяйства нужно было много, поэтому дети во всем помогали взрослым. У детей коромысла и ведерки были детские.
Рассматривание настоящего коромысла: коромысло сделано из дерева, его форма удобна для переноса тяжестей на плечах, такие коромысла делал мастер - бондарь, коромысло должно быть прочным и легким, пружинистым.
Беседа об ульях и пчелах
-А как выглядит пчела?
Тельце пчелы имеет очень красивый полосатый желто-черный окрас. У насекомого есть крылья и удлиненный хоботок – «носик». Им оно высасывает нектар с растений и превращает его в мед. Это, пожалуй, и есть одно из отличительных особенностей этих насекомых от других – пчелы дают мед – полезное и очень вкусное лакомство не только для человека, но и для некоторых животных и других насекомых.
-Чем питаются пчелки?
Пчелы питаются пыльцой растений и нектаром. Из них насекомые получают энергию и питательные вещества. Пчелы, которые живут рядом с человеком, на пасеках, питаются еще и специально приготовленными для них сахарными сиропами.
-Где живут пчелы?
В природе пчелы живут там, где им вздумается, на то они и дикие. Чаще всего они обитают в дуплах старых деревьев или в расщелинах земли.
Однако человек уже очень давно заметил пользу от продуктов, которые изготавливают пчелы (воск, мед) и решил заняться их разведением. Так, появилось одно из древнейших занятий – пчеловодство. Человека, который разводит пчел, называют пчеловодом или пасечником, место, где он разводит пчел – пасекой, а домики, которые он изготавливает специально для пчел, – ульями.
-Как живут пчелы?
Пчелы живут большими дружными семьями. У каждого из членов семьи есть свои обязанности. Есть у пчел в семье пчелиная царица-мать,она занимается откладыванием яиц. Да, пчелы появляются из яиц, как и многие другие насекомые. Еще в пчелиной семье есть рабочая пчела – добытчица меда. Рабочие пчелы не только собирают нектар, но еще и убирают территорию, защищают свое жилище и кормят детей. Есть больших пчелиных семьях и совсем бесполезные пчелы, которые не приносят никакой пользы семейству. Их называют трутнями. Однако, все же, одна задача у них есть – они помогают семейству обзавестись потомством.
-Что производят пчел
-Конечно же мед!Мед, который дает пчелы, это не только сладость к чаю, но и очень полезный продукт, который применяется в лечении очень многих заболеваний.
-Зачем делают мед?
Впервую очередь, пчелы сами питаются медом. Для того, чтобы выжить осенью и зимой, пчелы усиленно трудятся весной и летом. Они добывают нектар, оплодотворяя при этом цветы. После его обработки складывают в хранилище - соты. После их наполнения соты запечатывают. Так получается мед.
Внимание! Будьте осторожны с пчелками:
Пчелки - трудолюбивые, умные, медоносные насекомые, защищаясь, могут укусить. Их укус достаточно болезнен и в некоторых случаях может быть даже опасен для человека, поэтому трогать насекомое руками не стоит. В момент укуса, пчела оставляет в теле человека жало и пузырек с ядом, постепенно стекающим в ранку. Место укуса немного припухает и немеет. Однако, ужалив человека и оставшись без своего оружия, пчела умирает. Пчелиный рой, так называют семейство пчел, проживающих в одном улье, при нападении может быть смертельно опасно для человека. Но это вовсе не значит, что увидев пчелу, нужно бросаться бежать со всех ног куда подальше, пчелы просто так не нападают. Просто с ними нужно быть немного осторожнее, чем с другими насекомыми.
Беседа Деревенская повозка-телега.
Долгие годы лошадь оставалась самым распространённым видом транспорта. Лошадей запрягали в телеги.
-Для чего использовалась телега?
Телега — это легковая открытая повозка, которая используется для перевозки грузов или людей.
Телеги были очень популярны в деревне в России в прошлом.
Телеги часто использовались для сбора урожая на полях или для перевозки дров и скота на рынок.
-Из каких частей состоит телега?
В общей сложности телега представляет собой элементарную конструкцию, состоящую из нескольких досок, брусков и оси и колес.
У телеги есть специальные деревянные ломтики для удержания груза, что повышает безопасность пассажиров на колесах.
Первое колесо было похоже на диск, изготовленный из дерева или камня. Его прикрепили к деревянной платформе и так получилась телега. Вот на ней и стали перевозить груз
Летом люди передвигались на телеге, а зимой на санях.
- Дети, как вы думаете, чем отличаются друг от друга сани и телега?
- (У телеги - колеса, у саней – полозья
– Как человек преодолевал расстояния раньше, когда не было дорог?
(пешком, надеялся только на свою собственную скорость, передвигался вдоль звериных троп).
– А каких еще животных человек приручил для передвижения?
лошадь, верблюда, осла.
-Почему, и в какое время года неудобно ездить на телеге?
В телеге осенью и зимой холодно, она продувается ветрами, нет крыши.
Когда идет дождь, мокнет одежда. Можно заболеть.
По снегу зимой колеса застревают, не едут.
Что рассказать детям
- Куры несут яйца, их мясо едят, перьями набивают подушки и перины.
Одна несушка может снести 300 яиц за год. Весной из яиц вылупляются маленькие золотистые цыплята. Когда курица их высиживает, то согревает яйца своим теплом. В яйце развивается зародыш. Он растет и постепенно превращается в цыпленка. Через три недели желтый птенец клювиком разбивает изнутри скорлупу и выбирается наружу.
- Иногда курицы глотают мелкие камешки, помогающие перетирать проглоченную пищу, ведь у курицы нет зубов.
-Куры, даже разных пород, отлично понимают друг друга. Есть куры разговорчивые и молчаливые. Куры по-разному кудахчут при появлении коршуна, кошки, когда петух найдет червяка и зовет курочек.
-Перья курицы могут быть белыми, черными, рыжими, пестрыми. Оперенье петуха ярче, чем у курочек. Острые шпоры служат ему оружием, когда он бьется с соперниками. Спят куры на насесте в курятнике.
- Курочки и петушки живут на суше, боятся воды. А вот утки и гуси, наоборот, без воды жить не могут. Они плавают, ныряют.
У гусей и уток есть плавательные перепонки. Лапы похожи на ласты.
У курицы лапы похожи на палочки с коготками, коготки нужны, чтобы разгребать землю, искать пропитание, а еще держаться на насесте.
-Гусей разводят на мясо, гусиные пуховые перья используют для набивки подушек,одежды.
-Утки несут яйца.
-Индюков разводят на ценное диетическое мясо.
*
Дует ветер, крутит мельничные крылья, вот и кажется, что кто-то на горе руками машет. Кто помнит, что на мельнице делают? Давайте, руками покрутим, как мельница крыльями, и покричим, попросим ветер, чтобы сильнее дул и быстрее мельницу крутил.
Дуйте, дуйте, ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки.
Испекли нам пирожки!
Внутри мельницы есть большие круглые камни, они жерновами называются. Крылья вертятся и заставляют шевелиться жернова, а между жерновами зерна в муку растираются. Давайте, потрем ладошку об ладошку, как жернова друг об дружку трутся: ладоням даже горячо стало! Только ладошки мягкие, зернышки между ними не разотрешь: какими были, такими и остались. А камни-жерновки крепкие, твердые. Крутятся они, трут друг друга, а мука так и сыплется. Пойдёмте посмотрим.
Мельницы разные бывают. Этой мельнице ветер работать помогает, крылья ей крутит, поэтому она называется ветряная.
а мельнице озорничать некогда, она крутится, да трудится. Смотрите, сколько муки с мельницы везут : целый воз! Работает она, не устает, хоть сто мешков муки намелет, хоть двести – большая она, сильная.
Но есть у большой мельницы младшая сестричка, маленькая ручная меленка. Вот она, посмотрите (показать ручную мельницу). На ней тоже можно муку молоть, только совсем немного, горсточку. Попробуем эти зернышки в муку смолоть на ручной мельничке. Зернышки у нас пшеничные, значит, и мука пшеничная получится. Засыплем их вот сюда (показывает, закроем крышкой, а теперь будем ручку вертеть. Внутри нашей меленки тоже есть круглые камни-жернова, между которыми зерна в муку растираются. Вот и мука посыпалась – белая, пшеничная! Пусть немного, зато сами намололи. Теперь гречневую муку молоть станем! Какие зерна для этого взять надо? Попробуйте еще раз мельниками побыть. Похожа гречневая мука на пшеничную? Из гречневой муки пекли блины на Масленицу, из овсяной варили кисель – густой, кисловатый. Таким киселем Деда Мороза под Новый год угощали, задабривали: окно открывали, протягивали на улицу ложку киселя и кричали: «Мороз, Мороз, приходи кисель есть! Мороз, Мороз, не бей наш овес!»
Загадки
Птица ли она? Ответь сумей-ка,
У нее и крылья и перо,
Целый день хлопочет чародейка,
Чтобы людям приносить добро.
Пробегает быстро через улицу.
Ну, конечно, это наша ... (курица).
Живу во дворе,
Пою на заре,
На голове гребешок.
Я горластый ... (петушок).
Желтые комочки,
Легкие, как вата!
Бегают за квочкой.
Это кто?.. (Цыплята.)
Кря-кря-кря! Сюда,сюда!
Раздается из пруда.
Так зовет своих малюток
Кряква,по-другому….( утка)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.( гусь)
Крыластый,
Горластый,
Красные ласты.( Гусь)
Удивительный ребенок
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок.)
Отгадайте – ка, мою загадку:
- Два братца,
Пошли в реку купаться!
(ведра).
- Я опять хочу напиться!
Очень вкусная водица!
А откуда достается?
Из глубокого… (колодца)
На горе-горушке стоит старушка,
Руками машет, хлеба просит.
Дети: (Мельница)
Машет крыльями — не птица.
Любит только ветер.
Крутит жернова девИца
Целый день и вечер
И мукою славится
Девица — красавица.
Девица — умелица.
Ветряная …
(Мельница)
Крыльями машет,
Да не птица крылата.
Не сеет, не пашет,
А хлебом богата.
(Мельница)
Сама не ест, не пьет,
А весь мир кормит.
(Мельница)
Четыре крыла, а не птица
Крыльями машет, а не с места.
(Мельница)
Он сыплет в мельницу зерно.
Ты назови скорей его.
(Мельник)
Стоит дуб-вертедуб,
В этом дубе-вертедубе
Стоит птица-ветреница.
Как ее зовут?
(Ветряная мельница)
На ней четыре вертится
Скрипучих колеса.
Её лошадка сверстница
Везёт через леса.
Зря ждёт родня на хуторе
Гостинцев три мешка —
С дорогою напутали…
Но здесь конец стишка.
(Телега)
Если ночью снег и днём,
Сани едут за конём.
На дороге нету снега —
Позади коня — … .
(Телега)
ИГРЫ
Пальчиковая гимнастика «Трудолюбивая пчелка»
Пчелка трудится весь день
(Руками обрисовать перед собой круг)И работать ей не лень.
(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)От цветка летит к цветку,
(Ритмичные взмахи руками)Клеит на брюшко пыльцу.
(Круговые движения ладонью по животу)Хоботком нектар сосет,
(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)За день много соберет.
(«Раскрыть» перед собой все пальцы)Унесет нектар тот в улей
(Изображают полет)И назад вернется пулей.
(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)В сотах утрамбует мед,
(Топанье ногами)Скоро ведь зима придет.
(Поеживание)Будет пчелкам чем питаться.
(Имитация движения ложкой)Надо летом им стараться.
Подвижная игра "Пчёлы"
Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчел.
Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
Пчёлки яровые,
Крылья золотые,
Что вы сидите,
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечёт,
Аль вас солнышком печёт?
Летите за горы высокие,
За леса зелёные —
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
Пальчиковая гимнастика
Сидит белка на тележке,
(хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно)
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому –
(загибают по одному пальцы, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
(ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)