тел: 8(83161) 9-17-01
email: ds14_grd@mail.52gov.ru
адрес: 606502,
г. Городец, Нижегородская обл.,
пл. Пролетарская 22
Руководитель:
Добронравова Елена Леонидовна
тел: 8(83161) 9-17-01
email: ds14_grd@mail.52gov.ru
адрес: 606502,
г. Городец, Нижегородская обл.,
пл. Пролетарская 22
Руководитель:
Добронравова Елена Леонидовна
Цель :
-расширить представления детей о птицах нашего края, их образе жизни.
- воспитывать доброжелательное заботливое отношение к птицам.
Задачи:
Воспитывать интерес детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни.
Расширять знания детей при наблюдении за птицами.
Формировать знания детей о роли человека в жизни птиц и какую пользу они приносят.
Воспитывать у детей эмоциональное – положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.
Рекомендации по работе с детьми
Младший дошкольный возраст
Наблюдения:
-Рассматривание объектов станции: разные кормушки(большие и маленькие, поилки, фигурки птиц, скворечники)
Наблюдение за птицами у кормушки.
- Сравнительное наблюдение за воробьем и вороной.
- Рассматривание строения, перьев птиц.
- Наблюдения: «Что за птица?», «Зачем птице крылья?».
«Наблюдение за воробьями»
Цель: помочь детям вспомнить названия птиц, обратить внимание на изменившееся поведение птиц на участке, обратить внимание на щебетание.
«Наблюдение за птицами, кормление птиц»
Цель: учить детей различать птиц (голубя и воробья, снегиря и синицу, сороку и ворону) по величине, окраске, оперению. Дополнять знания детей о различных видах птиц.
Обогащение словаря: птицы, крупные, мелкие, оперение, ходить, прыгать, летать, лапки, коготки.
«Наблюдение за скворечником»
Цель: рассмотреть скворечник, уточнить форму домика, крыши, отверстия. Понаблюдать, как вылетают скворцы, как они возвращаются в скворечник, продолжать знакомить детей с птицами, дать представление о том, как люди заботятся о птицах.
Общение:
- Рассказ воспитателя о птицах.
- Беседы: «Домашние и дикие птицы», «Кто в домике живет?», «О птицах, улетевших в теплые края осенью».
- Разговор «Что мы делаем с крошками со стола?»
.Загадки:
У них есть крылья, голова, Две лапки, клюв и перья. Все появляются с яйца. Слышны их песенки с деревьев.
Ответ: Птицы
Птичка-невеличка Ножки имеет, А ходить не умеет. Хочет сделать шажок – Получается прыжок.
Ответ: Воробей
Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это?
Ответ: Воробей
— Кар-кар-кар! — кричит плутовка. Ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы Очень любит эта птица! И она вам всем знакома, Как зовут её? … Ответ: Ворона
Носит серенький жилет, Но у крыльев — черный цвет. Видишь, кружат двадцать пар И кричат: «Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!»
Ответ: Ворона
Меня сизокрылым Все с детства зовут. Как символа мира И любят, и чтут. Ответ: Голубь
Кто в лесу деревья лечит: Постучит — им сразу легче?
Ответ: Дятел
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой — Все равно он будет мой!
Ответ: Дятел
Кто на ёлке, на суку Счёт ведёт: ку—ку, ку—ку?
Ответ: Кукушка
Эту птицу знает всякий
На шесте его дворец
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день...
( скворец)
На дереве — дворец,
Во дворе — певец...
(скворец)
Игры:
"Воробушки и автомобиль".
Ход игры: Начинать движение и менять его сигналу воспитателя, находить свое место. Дети делятся на две команды: одна — "автомобили", другая — "воробушки".
По сигналу "Автомобили!" "автомобили" двигаются по дорожке. "Воробушки" сидят на обочине. По сигналу "Воробушки!" "автомобили" останавливаются и начинают "летать" "воробушки".
"Птички летают".
Ход игры: На сигнал "Птички летают!" дети бегают по площадке, изображая птиц. На сигнал "Кот!" "птички" "улетают" в свои домики.
"Перелет птиц".
Ход игры: Дети-"птицы" собираются на одной стороне площадки. По сигналу "Полетели!" "птицы" "разлетаются" по всей площадке. По сигналу "Буря!" — "летят" к "деревьям".
«Воробушки и кот»:
Ход игры: Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда
- Пальчиковая игра «Сорока-ворона».
Физкультминутки
Маленькие птички, - (машем руками, как крылышками)
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел, - (руки вверх, раскачиваемся из стороны в стороны)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло, - (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там уютно и тепло.
Птички
Птички в гнездышке сидят – (дети садятся на корточки)
И по сторонам глядят. – (поворачивают голову в сторону)
Погулять они хотят – (разлетаются машут руками)
И тихонько все летят.
И обратно возвратились.
Ворона
Вот под елочкой зеленой - (прыжки на двух ногах)
Скачут весело вороны, - (руки вдоль туловища ладони в стороны)
Целый день они летали
И добычу добывали. – (присесть, имитация добывания корма)
Только к ночи умолкают - (прыжки на двух ногах, руки в стороны)
И все вместе засыпают. – (присесть, имитация сна)
Элементарная трудовая деятельность
- Подкормка птиц.
- Заготовка корма совместно с родителями и воспитателями.
Художественная литература:
С.Маршак «Где обедал воробей»,А.М.Львовский «Клевали голуби пшено..»,Барто «Птичка», А.Яшин «Птичья столовая», Л.Кламбоцкая «Желтогрудые синички..»,В.Звягина «На дворе морозище..».
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
Средний дошкольный возраст
-Рассматривание объектов станции: разные кормушки(большие и маленькие, поилки, фигурки птиц, скворечники)
«Наблюдение за птицами в разное время года»
Цель: учить детей узнавать пернатых по внешнему виду, замечать, как птицы передвигаются, чем питаются, подводить к пониманию отличительных черт живых организмов от объектов неживой природы. Продолжать формировать у детей эмоциональную отзывчивость.
Общение
Что мы видим на этом дереве? (скворечник, кормушки, поилки)
Для чего нужны поилки? А кормушки? А скворечник? А для кого они предназначены? А зачем нужны кормушки и скоречники птицам?
А что происходит с птицами весной, а зимой?
Почему птицы улетают в теплые края?
Какие птицы улетают в теплые края? (Журавли, гуси, утки, ласточки, скворцы, кукушки). Как их называют? ( перелётными).
Есть птицы, которые никуда не улетают, назовите их? (Воробей, голубь, сорока, ворона, синица).
Чем питаются эти птицы? (семенами растений, семечками, зерном)
Как вы думаете, легко ли зимующим птицам зимой? Как мы люди можем им помочь?
Чем питаются зимующие птицы?(ответы детей)
Чтобы правильно кормить птиц, нужно соблюдать некоторые правила:
1. Во время подкормки птиц не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.
2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время – птицы сами будут прилетать к месту кормления.
3. Кормить птиц регулярно, ежедневно. Нельзя подкармливать время от времени, в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Игры:
«Угадай птичку по описанию»,
"Назови ласково"
Физкультминутка "Ласточки"
Ласточки летели, - (бегут по кругу, машут руками)
Все люди глядели. – (изображая полет птиц)
Ласточки садились, - (приседают, руки заводят за спину)
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели. - (бегут по круг, машут руками)
Полетели, полетели,
Песенки запели.
Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Птицы в гнездах», «Воробышки и кот», «Птенцы и птица».
Элементарная трудовая деятельность
- Чистка кормушек для птиц, наполнение поилок совместно с педагогом.
- Кормление птиц.
Старший дошкольный возраст
-Рассматривание объектов станции: разные кормушки(большие и маленькие, поилки, фигурки птиц, скворечники, картинки)
Наблюдение за птицами у кормушки.
- Сравнительное наблюдение ( воробей и ворона, галка и ворона, синичка и воробей)
- Рассматривание строения, перьев птиц
-Рассматривание скворечника
- Рассматривание следов птиц на снегу.
-Эксперимент «Почему не мокнут перья у утки?»
Общение
-Почему перелетные птицы так называются?
-Познавательный разговор «Как появляется птенец?». Предназначение скворечника
-Составление описательных рассказов о птицах ""Моя любимая птица"
Проблемные ситуации: «Если бы не было птиц», «Кому птица друг, а кому враг?», «Как помочь выпавшему из гнезда птенцу?», «Если птица пострадала»
ИГРЫ.
Дидактические игры:
"Подбери правильно"( изображение птицы, ее следы, силует)
«Угадай, что за птица», «Четвертый лишний», «Кто у кого?».
Подвижные игры «Гуси-лебеди и волк», «Коршун», «Журавль».
Игра « Дружные слова».
Дети выделяют хлопками подходящие слова.
Воробей — летает, крякает, ходит, прыгает, выводит птенцов, воркует, чирикает.
Ворона – ходит, свистит, каркает, клюёт, гогочет, пьет.
Физминутка «Прилетели птицы».
-Я сейчас буду называть птиц, если я правильно назвала птицу - вы хлопаете, а если вдруг я ошибусь, то вы топайте.
Прилетели птицы: голуби, синицы,
Мухи и стрижи, чибисы, ежи.
Аисты, кукушки, разные подушки.
Голуби, вороны, макароны.
Даже совы - сплюшки, деревянные клюшки,
Лебеди, скворцы - все вы молодцы!
Веселые вопросы:
Какая птица самая большая в мире? (страус)
2. Какую птицу называют «лесным доктором», почему? (дятла)
3. Какую птицу называют «сплетницей»(сороку)
4. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (филин)
5. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (голод)
6. Какую птицу называют вестником весны? (грач)
7. Кто знаменитая Каркуша? (ворона)
8. Синицы высиживают птенцов летом, а клесты (зимой)
9. У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый)
Что рассказать детям:
*Синицы — красивые птички ростом с воробья. У них белые щёчки и грудка, жёлтое брюшко, на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые. Ранней весной синица начинает вить гнездо. Синицы многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов, и каждый раз в гнёздышке лежит по 10-12 яиц. Своё название получили за звучание своей песенки: «сии-сии» или «ции-ции».
*Воробей — маленькая шустрая птичка. Различают два вида воробьёв — городские и деревенские. Отличаются они оперением и поведением. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперение скромное, серое. Деревенский воробей более робкий, но наряднее своего брата. Воробьи очень прожорливые птицы. Они истребляют не только вредителей насекомых, но и вредят урожаю. Воробей плохой строитель, не умеет комфортно строить гнездо, поэтому чаще захватывает чужие гнёзда, и выгнать его оттуда бывает непросто.
*Сорока — лучший строитель в лесу. Она не любит занимать своё старое гнездо, и каждый год строит новое. Гнездо у неё просторное и прочное, дно выложено сухой травой и мхом. Над гнездом — крыша из веток, чтобы не мочил дождь и чтобы птенцов никто не обидел. Сорочья семья большая — 8=10 малышей. Сорока разбойница и воровка, запросто может украсть яйцо или птенчика из чужого гнезда
* Скворе́чник — закрытое искусственное гнездовье для мелких птиц. Скворечники могут устанавливаться с несколькими целями:
· Привлечение птиц для наблюдения за их гнездованием с исследовательскими целями или просто для удовольствия;
· Привлечение птиц с целью уничтожения сельскохозяйственных вредителей;
· Воспитание любви к природе и труду у детей.
* Кормушка — приспособление для кормления и наблюдения за птицами. Используется для содержания птиц, а также их сохранения в условиях нехватки для птиц естественного корма. Кроме того, в условиях городской среды кормушки выполняют эстетические функции.
* Главная польза птиц— уничтожение грызущих и сосущих соки растения, откладывающих яйца в плоды и ягоды, гусениц, жуков, бабочек. Поедается армия вредителей щеглами, синицами, дятлами, воробьями, голубями и другими пернатыми помощниками.
Например: вес съеденных насекомых большой синицей равен ее весу. Птичка за лето выведет 2-3 потомства, которое выкармливает, охотясь за вредителями сада. Любимое лакомство в саду — яблонная плодожорка. Поедают синицы личинок и спящих гусениц даже зимой.Воробьи, выкармливая за лето 3 выводка с 4-5 прожорливыми птенцами, ловят гусениц, червей, выискивают личинки. Дроздом съедаются гусеницы, мухи и улитки – 10 тысяч.
Конечно, и птички лакомятся ягодами и плодами, но это малый ущерб по сравнению с той пользой, которую птицы приносят, поедая вредных насекомых.
*Кормить зимующих птиц разрешено :
вареным рисом;гречихой;пшеном;овсянкой (геркулесом, хлопьями);перловкой;кукурузой;пшеницей;овсом.
Крупа насыпается в сыром виде или варится до полуготового состояния, но без соли и молока.
Птицам нравятся арбузные, тыквенные или дынные семечки, которые летом нужно промыть и высушить.Пернатые гости любят лакомиться рябиной, иргой, мелкими ранетками, дикой вишней, черемухой. Так же, они с удовольствием едят ягоды шиповника, калины, барбариса, боярышника
Запрещенная еда для птиц :
злаковые и бобовые культуры с семенами больших размеров;кусочки черного хлеба, разбухающие внутри и начинающие бродить;соленые, сладкие или жареные орешки, чипсы, шоколад и другие продукты с неестественными добавками;соленые, кислые и пряные продукты;жареная и острая пища;цитрусовые даже кожуре, бананы – эти продуктам не место в птичьей кормушке.Выброшенную жвачку птицы считают кусочком хлеба. Склевав ее, они погибают от склеивания пищеварительного тракта.
Загадки
Вот пернатый городской, Всюду жмется к людям. Мы голодною зимой С ним делиться будем, Просит серый озорник: "Дайте хлеба крошку! Я устал, чирик-чирик, И замерз немножко!" (Воробей) |
Птичка-невеличка
Буян-мальчишка Воробей)
|
||
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Во дворе я - королева. Вон мой дом, на ветке слева. Птица в перьях серо-черных, Я умна, хитра, проворна. (Ворона) |
Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
(Ворона) |
||
Кто в беретке ярко-красной, дятел |
Всё время стучит,
|
||
Не ворона, не синица, - кукушка |
В лесу на ветке она сидит, кукушка |
||
Прилетает к нам с теплом, ласточка |
Угадайте, что за птичка ласточка |
||
Спинкою зеленовата,
На кормушку к нам зимой |
С желтой грудкой у окошка
Любит семечки и сало, |
||
Красногрудый, чернокрылый,
Птички на деревья сели, Посчитай-ка: раз, два, три… На зимовку прилетели С красной грудкой ... снегири |
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это...снегири
|
||
Всю ночь летает - сова |
Два огромных страшных глаза сова
|
||
|
Настолько здорово поёт,
соловей |
||
Все стрекочет и вертится,
|
Непоседа пёстрая,
сорока |
||
|
Посмотрите – выше крыш Небо режет быстрый … (Стриж) Птица эта небольшая, Целый день она летает – Не желает приземлиться, И на ветки не садится. Выше леса, выше крыш – Всех быстрей летает … (Стриж) |
||
Посмотрите на балкон: Он с утра воркует тут. Эта птица - почтальон, Пролетит любой маршрут. (Голубь) Подбирает он проворно Кинутые ему зерна И гнездится на карнизе Наш любимый ... (голубь сизый) |
Ну, а это птица мира, |
||
В зимний день среди ветвей Стол накрыт для гостей.
*** Избушка новая, Для всех столовая, Зовёт обедать, Крошек отведать. Кормушка |
Что за стол среди берёз Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом. Кормушк |
||
Без рук, без топорёнка Построена избёнка.
*** Колыбель для деточек Из травы и веточек.
|
Сухие листочки На сучках-сучочках. В них лежат яички - Выведутся птички. Гнездо
|
||
Белое, круглое, Долго спокойно лежало, Потом затрещало, закричало - И неживое живым стало.
|
*** Домик круглый, домик белый, Домик был сначала целый, А как треснул наконец, Так и выскочил жилец. Яйцо и птенец |
||
В стене отверстие одно Дверь заменяет и окно. У избушки есть балкон. Только без перилец он. Поселились в ней жильцы – Несравненные певцы. *** Крепкий деревянный дом С круглым маленьким окном. Он стоит на длинной ножке, Чтобы не залезли кошки.
|
Между веток новый дом, Нету двери в доме том, Только круглое окошко, Не пролезет даже кошка. *** На шесте веселый дом С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер. На крыльце поет отец – Он и летчик, и певец.
Скворечник |
||
Солнце греет у порога И растаяли сугробы, Потекли рекой ручьи, Прилетели к нам .. Грач
|
Всех прилетных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица … Грач |
||
С ледоходом прилетает, Черным хвостиком мотает, Черный с белым хвостик узкий У изящной ...
|
Длинный хвост у этой птицы Постоянно шевелится, Любит песни щебетать, По земле пешком
Трясогузка |
||
Чёрные птицы (галка )
|
Чёрная птица,
(галка )
|
||
Посмотрите, к нам на ели |
Эти птички с хохолком |
Элементарная трудовая деятельность
- Кормление птиц, заготовка корма для птиц.
- Чистка кормушек и поилок для птиц.
- Изготовление кормушек и поилок для птиц совместно с родителями.
СТИХИ
Мы кормушки смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Прилетайте на обед.
В гости в первый день недели
К нам синица прилетела.
А во вторник, посмотри,
Прилетел ещё снегирь.
И ворона была в среду,
Мы не ждали её к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний
Путешественник-скворец…
Вот и песенке конец.
***
Воробей
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью -
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень -
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!
Сорока
Прилетела к нам сорока
Белогруда, белобока,
Потрещала, поскакала,
Грядку рыхлую примяла,
Клювом кое-где порыла,
Хвостик в луже помочила,
Потом пёрышки встряхнула,
Разбежалась и вспорхнула!
(Бучельникова Галина)
Синицы
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек!
(Юрий Синицын)
Ворона
Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Серая ворона!
снегири
Снегири - смешная птица,
Зиму вовсе не боится,
В зиму в гости прилетает,
Холодов не замечает.
Эта с красной грудкой птица,
Леса зимнего певица.
Лес ей в зиму славный дом,
Снегири там ищут корм.
Птица малая размером,
Может многим стать примером:
Как в лесу холодном жить,
Жить и вовсе не тужить.
Стайкой снегири летают,
Дары леса собирают:
Сухие семена цветов,
И ягодки лесных кустов.
Их стайки красногрудых в ряд,
Для леса будто бы парад.
Частенько стайки снегирей,
Влетают в города людей.
Рябину зимнюю съедают,
Весну все вместе поджидают.
(Владимир Федоренко)
Воробышки
На дворе морозище
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро.
(В. Звягина)
Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе —
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
(Н. Рубцов)
Сорока-воровка!
А что это значит?
Чужое присвоит
И где-нибудь спрячет.
Зачем она громко
В лесу затрещала?
Затем, что соседку
Свою извещала, звала воровать,
А за каждую кражу
Того, кто ворует,
Надо под стражу!
Покормите птиц
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
***
Весёлая синица морозов не боится,
Даже в минус 25 любит песни распевать.
Летом, честно говоря, трудно встретить снегиря,
А зимою ,благодать, за версту его видать.
Высоко на кроне клёна спеть готовилась ворона,
Показала певчий дар, прокричала громко «Кар-р-р».
Я- смелый и храбрый птенец-воробей,
Живу, не боясь ни зверей, ни людей.
Везде, где хоть кто-нибудь что-то жуёт
Птенец воробей свою крошку найдёт.
Голубь плавно приземлился, отряхнул все пёрышки и
И на месте закружился, собирая зёрнышки.
Не избавится сорока от ужасного порока-
Ищет мелочи везде, прячет в собственном гнезде
.
Скворец поменьше ,чем ворона,
Зато побольше воробья-
Он из скворечни как с балкона
Поёт не хуже соловья.
Приметы про зимующих птиц
• Синички с утра пищат – значит, будет мороз.
• Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель.
• В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
• Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
• Вороны садятся клювами в одну сторону — к сильному морозу.
• Вороны и галки садятся на вершины деревьев — к морозу.
• Вороны и галки садятся на низкие ветки — к стуже.
• Вороны устроили в небе хороводы — к снегопаду.
• Синички с утра пищат — к большому морозу.
• Снегирь зимой поет — на снег, на вьюгу
• Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».