тел: 8(83161) 9-17-01
email: ds14_grd@mail.52gov.ru
адрес: 606500,
г. Городец, Нижегородская обл.,
пл. Пролетарская 22
Руководитель:
Добронравова Елена Леонидовна
тел: 8(83161) 9-17-01
email: ds14_grd@mail.52gov.ru
адрес: 606500,
г. Городец, Нижегородская обл.,
пл. Пролетарская 22
Руководитель:
Добронравова Елена Леонидовна
Цели и задачи
- Продолжать знакомить детей с деревьями: кленом, берёзой, елью, сосной, тополем, рябиной, осиной, дубом, их особенностями. Продолжать формировать умение выделять части дерева (ствол, ветви, листья, корни, плоды), знания о их значении.
-Учить видеть отличия дерева от кустарника, взаимосвязь растений с окружающей средой (вода, солнце-свет, тепло, почва, животные); взаимосвязь природы с человеком.
- Учить различать хвойные и лиственные деревья.
-Учить рассматривать кору деревьев, сравнивать деревья между собой по коре, листьям, плодам, находить сходства и различия.
- Активизировать и обогащать словарь детей за счет названий деревьев, их частей, характерных особенностей коры, листьев, плодов
- Способствовать формированию коммуникативных навыков.
- Воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, деревьям, научить видеть их красоту и неповторимость. Воспитывать ответственность за состояние растений ближайшего окружения, стремление активно участвовать в охране природы.
Рекомендации по работе с детьми
Младший дошкольный возраст
Элементарная трудовая деятельность
Поддержание чистоты и порядка на территории объекта.
Вопросы к детям:
- Что вы видите? (деревья) Какие вы знаете деревья?
- Чем дерево отличается от травки, кустиков? (у дерева один ствол, он твердый, а у кустарников – много стволиков, растущих из земли)
-Что есть у дерева?
-- Что дерево в земле так крепко держит? (корни)
- А для чего ещё корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, «пищу»)
-Чем покрыт ствол? (корой)
-Потрогайте кору. Какая она на ощупь? (шершавая, гладкая, теплая, прохладная)
- Понюхайте, чем пахнет дерево?
-А на каких деревьях растут шишки? (На ёлках и соснах)
- А шишки одинаковые на этих деревьях или разные? (разные: у ёлки – длинные шишки, а у сосны – короткие)
- Чем елка и сосна отличаются т других деревьев? (У них не листочки, а иголки)
- Какой у ёлки ствол: толстый или тонкий? (тонкий, его трудно рассмотреть за густыми ветками)
- Гладкий или шершавый? (шершавый, как- будто с «чешуйками»)
- светлый или тёмный? (светло-коричневый)
- Что у ёлочки вместо листочков? (на ёлке нет листочков, но есть иголочки. Это – хвоя.)
- Какой длины иголки у ёлочки? Какого цвета? (Иголки на ёлке зелёные, короткие и колючие.)
- Ёлка пахнет или нет? Вам нравится её аромат? Какой праздник он вам напоминает? (Если их потереть – они сильно пахнут и напоминают праздник Новый год.)
- Чем елка отличается т березы? Какого цвета ствол у березы?
- Что нужно, чтобы деревце росло, хорошо себя чувствовало? (солнце, свет, тепло, вода, деревья нужно беречь, не ломать ветки, не портить кору.)
Игры:
1.Хоровод «Мы вокруг березки…» (выполнение движений в соответствии с текстом)
2.Подвижная игра « Беги к дереву…»
3.Дидактическая игра: «Узнай, с какого дерева листок?»
4. «Подарки для деревьев» (дети изготавливают рисунки, фигурки из бумаги, поделки для деревьев и объясняют свой подарок. Например, «Я дарю птицу (фигурка из бумаги), она будет тебе другом и спасёт от гусениц. Я дарю солнышко (рисунок), пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя, помогает листикам окраситься в зелёный цвет. Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя (рисунок). Я дарю тебе зелёные листики. Пусть у тебя их вырастет много-много, они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.)
5.«Покажи ствол, ветви, корни, листья»
Воспитатель называет часть дерева, а дети выполняют движения.
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками
«корни» - топаем ногами
«ветви» - поднимаем руки верх
6.Этюд «Высокие деревья, низкая трава».
Средний дошкольный возраст
1.Рассматривание деревьев, выделение частей дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды)
2. Обследование листьев, спилов деревьев, рассматривание коры.
3. Сравнение разных деревьев, определение их по коре, листьям, плодам
4.Беседы о пользе деревьев
5.Рассуждения «Как сберечь деревья?», «Что будет, если исчезнут деревья?».
6.Сезонный уход за деревьями
Вопросы к детям:
- Чем дерево отличается от травы, кустарника? (у дерева один ствол, он твердый, а у кустарников – много стволиков, растущих из земли)
-Что есть у дерева?( корни, ствол, ветки, листья, плоды)
- Для чего нужны корни? (Чтобы брать из земли воду, «пищу», удерживают дерево в земле)
-Чем покрыт ствол? (корой)
- Какие деревья вы знаете?
-А на каких деревьях растут шишки? (На ёлках и соснах)
- Как называются одним словом такие деревья? (хвойные)
- Чем отличаются шишки ели и сосны (у ёлки – длинные шишки, а у сосны – короткие)
- У какого дерева самый тонкий ствол? Самый толстый?
- назовите деревья с гладкой корой? С Шершавой?
- У какого дерева самая светлая кора? А самая темная?
- что необходимо дереву для роста? (свет, тепло, вода)
-А какую пользу приносят деревья людям? (дают кислород, чтобы мы дышали, а, следовательно, жили и за это их надо благодарить и любить)
- Как вести себя в саду и на территории детского сада вы знаете?
(Нельзя ломать деревья, рубить их топором, разводить костёр, рвать цветы, разорять птичьи гнёзда, разрушать муравейники, ловить насекомых и т.д.)
Игры:
1.Дидактическая игра: «Узнай, с какого дерева листок?», «Детки какой ветки» (дети подбирают к стволам деревьев соответствующее изображение целого дерева и его плода)
2. «Назови дерево» Воспитатель делит детей на команды. Они по очереди называют деревья (кто больше назовет)
3. Речевое упражнение «Опиши дерево» (ребенок описывает дерево, не называя его, стальные угадывают)
4. Составление рассказа о дереве с опорой на схему.
5. «Третий лишний» (Воспитатель называет растения дети говорят, какое лишнее и почему)
Клен, дуб, ромашка
Береза, дуб, сосна
Рябина, калина, тополь
6.Подвижная игра «Раз, два, три, к названному дереву беги!».
7.Развивающая игра «Найди сходство и отличия».
8. Подвижная игра «Найди пару – высокие и низкие елочки».
9. Игра на внимание «Трава, дерево, куст».
Старший дошкольный возраст
Элементарная трудовая деятельность
Уборка опавших веток, шишек, мусора.Сезонный уход за деревьями
Вопросы к детям:
- Чем дерево отличается от травы, кустарника? (у дерева один ствол, он твердый, а у кустарников – много стволиков, растущих из земли)
-- Какие деревья вы знаете?
-Назовите части дерева? ( корни, ствол, ветки, листья, плоды)
- Для чего нужны корни? (Чтобы брать из земли воду, «пищу», удерживают дерево в земле). Зачем дереву ствол, ветки, листья?
-Чем покрыт ствол? (корой). Для чего дереву нужна кора?(защищает дерево от солнца, мороза, ветра, повреждений)
-Чем отличается кора осины от коры клена? Как называется кора березы?
- Какие деревья называют лиственными? Какие хвойными?
- Как расположены ветки у разных деревьев?
-Как называются плоды клена, дуба, липы, березы, рябины?
- Чем отличаются шишки ели и сосны (у ёлки – длинные шишки, а у сосны – короткие) Что находится внутри шишки?
- У какого дерева самый тонкий ствол? Самый толстый?
- Назовите деревья с гладкой корой? С Шершавой?
- У какого дерева самая светлая кора? А самая темная?
- Как можно узнать возраст дерева? (по коре, кольцам, величине дерева)
- Зачем человеку знать возраст дерева? (чтобы пилить старые и больные деревья на дрова, на строительство, на изготовление бумаги)
- А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные)
- Как узнать, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается).
- А от чего болеют деревья?( Поселились вредные насекомые).
- Кто лечит деревья в лесу? ( дятел)
- Что необходимо дереву для роста? (свет, тепло, вода)
- Какую пользу приносят деревья людям? (дают кислород, чтобы мы дышали, а, следовательно, жили и за это их надо благодарить и любить)
- Как вести себя в саду и на территории детского сада вы знаете?
(Нельзя ломать деревья, рубить их топором, разводить костёр, рвать цветы, разорять птичьи гнёзда, разрушать муравейники, ловить насекомых и т.д.)
Игры:
1. Дидактическая игра «С какого дерева лист?», «Детки какой ветки»
2. Дидактические игры: «Найди сходство и отличие», «Разложи шишки по форме».
3.Развивающая игра «Угадай, какое дерево».
4.Дидактические игры: «Найди дерево по описанию», «Загадай, а мы отгадаем»
5. Подвижные игры: «Салки – елочки», «Ель, елка, елочка», «Раз, два, три, к дереву беги».
6. Викторина «Что мы знаем о деревьях?»
Дети делятся на команды, отвечают на вопросы воспитателя. За правильный ответ получают жетончик.
•Растет ли дерево зимой? (Нет, оно замирает).
• Какая птица лечит деревья? (дятел)
• У какого дерева белый ствол? (у березы)
• Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
• Где строят гнёзда птицы? (на деревьях)
• У какого дерева самые длинные иголки? (у сосны)
• Чем дерево отличается от кустарника?
• Как можно назвать деревья, растущие в саду? (садовые)
• Как можно узнать, сколько дереву лет? (посчитать годовые кольца)
• Листья каких деревьев осенью становятся красными? (Листья рябины, осины, клена.)
• Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
• Что защищает внутреннюю часть дерева? (Кора).
• Из цветов какого лиственного дерева пчелы приготавливают самый вкусный мед (Липа).
•Какого цвета ствол у осины? (зеленого)
•Какое дерево вырабатывает много кислорода, являясь лучшим очистителем воздуха? (тополь)
Физкультминутка «Деревцо»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше, выше.
(дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на слова «выше, выше» - выпрямляются)
Шумит всё лето деревце
Зелёною листвой
И, пожелтев, разденется
Осеннею порой.
Мороз не страшен деревцу:
К стволу присыпан снег.
В нём деревце согреется,
Он деревцу, как мех.
Весной побелкой светится,
Окопано вокруг…
Растёт счастливым деревце,
У деревца есть друг.
Игра «Экологический светофор»
Детям раздают по два сигнальных кружка: красный – нет, зеленый -да
Ведущий называет действия, а дети показывают соответствующий цвет светофора.
Дети сажают молодые деревца.
Мальчик в лесу ломает ветки деревьев.
Люди пилят деревья, чтобы развести костёр в лесу.
Девочка на стволе нацарапала своё имя.
Люди убирают в лесу мусор.
Дети громко кричат в лесу.
Взрослые тушат пожар.
Люди обрезают старые и сухие ветки и деревья.
Игра-рассуждение «Дерево тоже живое»
Воспитатель: Ребята, вы теперь знаете, что деревья живые, значит они могут проявлять свои эмоции и чувства. Давайте сейчас попробуемесли ребенку хорошо, радостно- то смайлик будет улыбаться; - если ребенку грустно – то смайлик будет грустить;
Затем предложить детям с помощью смайлика определить настроение деревьев если: (На доске картинки)
1 Если у дерева сломали ветку? (Как будет чувствовать себя дерево хорошо или плохо) 2 Идет дождь. Дереву будет весело или грустно? (Весело, потому что дереву для жизни нужна вода). 3 Лесоруб рубит дерево. Понравиться это дереву или нет? (Нет, не понравится дерево погибает). 4 Дует сильный ветер-ураган. Какие чувства будет испытывать дерево? (Дереву будет плохо. Могут сломаться ветки и само дерево может погибнуть). 5 Птицы прилетели на дерево. Понравится это дереву, почему? (Да, понравится потому что птицы его друзья, они вьют гнезда на его веточках).
Итог. Воспитатель: Оказывается, у дерева, как и у человека может меняться настроение, значит деревья живые и их нужно беречь и охранять!
Что рассказать детям:
- Корни дерева уходят глубоко в почву и крепко связывают дерево с землей. Главная работа корня-добывать из почвы воду и полезные вещества.
- Кора это - «одежда» дерева, она не дает ему пересохнуть и защищает его от насекомых, болезней, холода и солнца.
- Листья играют важную роль в жизни дерева: с помощью листьев дерево дышит. Листочки помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом. Украшают природу и сохраняют тень в жаркий день.
- Деревья - живые существа, и для их роста необходимы свет, вода, тепло. Солнечный свет и тепло помогают деревьев расти. Чем меньше солнечного света попадает на дерево, тем хуже оно растёт, листья становятся бледными и слабыми. А без тепла они вообще не развивается. А еще для роста дереву нужна вода. Деревья радуются, когда идет летний теплый дождь. Воду деревья получают еще с росой, инеем и снегом.
- Дерево-это дом для множества живых существ . В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, могут поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы ежи, а под корой живут различные насекомые. Деревья – большие друзья и человеку. Древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Почки и листья используют в косметологии и для изготовления лекарств. из коры дерева изготавливают различные художественные поделки. А еще в древние времена, когда не было бумаги, люди писали письма на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти. И мы должны быть благодарны деревьям.
- Дятла называют лесным доктором. У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дыру в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола.
-Деревья болеют от того, что кто-то порезал кору, сломал ветку. Кто так поступает приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса.
Загадки
Нам в дождь и зной
Поможет друг
Зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (дерево)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
Они выделяют всегда кислород,
Которым, ведь дышит, наш весь народ.
Они обладают красивой листвой,
В жару укрывают нас, во вьюгу и зной.
Осенью листья с них опадают,
Весной они их, опять обретают. (Деревья)
Сколько лет на свете
Прожил молодец,
Столько в его теле
Ты найдёшь колец. (Дерево)
В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли,
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели. (береза)
Она весну встречает,
Сережки надевает.
Накинута на спинку,
Зеленая косынка.
А платьице — в полоску
Ты узнаешь…(берёзку)
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют. (рябина)
В красных ягодках стоит —
Очень яркий внешний вид,
И зимой она, мой свет,
Птицам вкусный даст обед! (Рябина)
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой. (клен)
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет. (клен)
Угадать её не сложно.
Только будьте осторожны!
— Вся она в иголках!
Но не ёжик — (Ёлка)
Зимой и летом одним цветом. (ель)
Если на небе появятся тучи,
Прячутся птицы под кроной могучей
Здесь кабаны у него под корнями
Громко похрустывают желудями. (дуб)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок (Дуб)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают (Липа)
Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат...
Нет, не все еще - у этих
Листья тихо шелестят (осины)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке. (Сосна)
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем. (Тополя)
Стихи
Ёлка летом просто ёлка:
Тронешь ветку — пальцам колко,
Паутиной ствол обвит,
Мухомор внизу стоит.
Вот когда зима придёт,
Ёлка будто оживёт:
На морозе распушится,
Под ветрами распрямится,
Вовсе не колючая,
Как цветок пахучая.
Пахнет не росой, не мёдом,
Ёлка пахнет Новым годом!
***
Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она — как хина.
То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?
***
Ствол стройный, тёмная кора,
Всё лето был зелёным он.
Пришла осенняя пора,
Одел наряд пурпурный клен.
***
Дуб корой покрыт шершавой.
Ель корой, как чешуёй.
У берёзоньки кудрявой
Ствол покрытый берестой.
***
Стройная красавица
В хвою наряжается,
Летом жарким и в метель
Любит цвет зеленый ель
***
Белоснежна и красива.
Зелень нежная на диво.
Сок её весенний — слёзы.
Это дерево -- берёза.
Этот плод нельзя на зуб --
жёлудь с ветки кинул дуб.
Не страшна зимой метель
вся в иголках это -- ель.
В самого себя влюблён
раскрасавец яркий клён.
Завари цветков от гриппа,
их тебе подарит липа.
Трепеща листвою сильно
с ветром шепчется осина.
Высока, стройна, могуча,
зелена сосна, колюча.
Шубу летом нам даря
пухом сыплют тополя
Осенью алеет дивно
кистью красною рябина.
Для избы и для колодца
Из него отличный сруб.
И боится расколоться
Лишь в грозу могучий дуб
Из цветов лечебный мёд
От ангины и от гриппа,
А в России весь народ
Обувала в лапти липа.
***
Была горячая пора:
Всё лето жарила жара,
И я про клён не забывал,
Пять раз в неделю поливал.
И выжил в это лето клён!
Меня повыше ныне он,
И зеленеет по весне.
Иду – он веткой машет мне.
Привет, привет, дружок! Расти!
Рад, что помог тебя спасти.
Не зря прожита жизнь моя:
Хоть что-то с пользой сделал я!
***
В дворе деревья посадили,
У бордюров высятся кусты,
Чтобы было меньше грязи, пыли,
Больше свежести и красоты
Берегите же деревья эти
И кусты старайтесь не ломать,
Чтобы все- и взрослые, и дети –
В их тени могли бы отдыхать.
Сказка «Маринка и деревья».
Жила девочка Маринка и очень любила она ходить в зелёный лес. Но вот наступила осень, листья стали желтеть и падать. Стало Маринке грустно, и она решила помочь деревьям. Взяла девочка клей, нитки и побежала к своему старому любимому тополю. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать. Но тут прилетел ветер, и ей послышалось, что зашушукались листья над головой:
— Что ты нам спать мешаешь?
— Я не хотела вас будить, я листочки вам приклеиваю.
— Эх, добрая душа! Дни всё короче, света всё меньше, значит, пора деревьям спать. В листьях крохотные зелёные зёрнышки, живые заводики исчезли, растворились, как сахар в воде. Не стало зелёных зёрнышек, но остались жёлтые, красные, Оранжевые. Вот листья и разукрасились. Потом они высохнут и опадут.
— Кто же вас кормить будет всю зиму? — заволновалась Маринка.
— А мы ни есть, ни пить не хотим. Зимой так спится хорошо! Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.
— А я-то думала, что лисья ветер сбрасывает.
— Можно и без ветра, — прошептал тополь. — Мы между черешком листа и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая не пропускает ни воду, ни соки. Растёт перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвётся он и полетит. Упадут листья на землю и корни от мороза накроют.
Поняла Маринка, что не надо мешать деревьям, жить своей жизнью
Детям про деревья
https://umnazia.ru/blog/all-articles/detjam-pro-derevja
https://mishka-knizhka.ru/poznavajka-dlja-detej-4-6-let/priroda/rasskazhite-detjam-o-derevjah/