тел: 8(83161) 9-17-01
email: ds14_grd@mail.52gov.ru
адрес: 606502,
г. Городец, Нижегородская обл.,
пл. Пролетарская 22
Руководитель:
Добронравова Елена Леонидовна
тел: 8(83161) 9-17-01
email: ds14_grd@mail.52gov.ru
адрес: 606502,
г. Городец, Нижегородская обл.,
пл. Пролетарская 22
Руководитель:
Добронравова Елена Леонидовна
Цель: расширение и закрепление знаний детей о лесе, как о единой экосистеме, познакомить детей с представителями местной флоры, фауны ; систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях; показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание её охранять.
Рекомендации по организации работы с детьми
Младший дошкольный возраст
- любование уголком леса; рассматривание избушки, фигурки Бабы, Яги.
Рассматривание картинок на стенде "Что нельзя делать на природе"
- Наблюдения: высокие и низкие деревья, кустарники, травы,
-рассматривание и наблюдение за деревьями в разное время года;
-беседа «Кто живет в лесу?», «Что можно и нельзя делать в лесу?»
- стихи, загадки, пословицы о лесе.
Элементарная трудовая деятельность:
Уборка опавших веток, шишек, мусора. Сбор природного материала
Сезонный уход за деревьями
Вопросы к детям
- Зачем люди ходят в лес? (собирают грибы, ягоды, лекарственные травы, отдыхают, гуляют, ходят в походы, наслаждаются красотой природы, слушают птиц, собирают коряги, шишки, листья для поделок, охотники охотятся на животных, зимой катаются на лыжах)
-Что растет в лесу?( деревья, кустарники, трава, цветы, грибы, ягоды)
-Как вы думаете, дерево живое или нет? (оно также как люди, животные дышит, питается, растет и размножается)
-Какие деревья вы знаете, назовите?
- Ребята, вы знаете что дерево-это дом для множества живых существ? Кто живет на дереве? (В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, могут поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы ежи, а под корой живут различные насекомые.)
- Кто еще живет в лесу? Какие звери, птицы, насекомые?
- Как нужно вести себя в лесу?
- Чего нельзя делать в лесу?
Загадки
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой.
- Что же это, ребята, за богатырь такой? (Лес)
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его … (Лес)
Нам в дождь и зной поможет друг, зелёный и хороший.
Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек (Дерево)
Маленький удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красную шапочку нашёл ( Гриб)
Зимой и летом одним цветом.... (Ель.)
Ее всегда в лесу найдешь —
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый …(Мухомор)
Игры:
Физкультминутка «Деревья в лесу»
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Игра «Если я приду в лесок».
Воспитатель называет действия, а дети отвечают: если это хорошо, «да» и хлопают в ладоши, а если плохо, то все вместе кричат «нет» и топают ногами!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Хороводная игра «По малину в лес пойдем»
1. По малину в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем (дети идут по кругу).
Плясовую заведем, заведем, заведем (поочерёдно выставляют ноги)
Припев: Солнышко на дворе (руки поднимают вверх, пальцы раскрыты – «солнышко») А в лесу тропинка (сложенные вместе ладони выполняют волнообразные движения перед собой)
Сладкая ты моя, ягодка – малинка (скользящие движения ладоней – движение «Тарелочки»)
2.Ты, малинка, не в роток, не в роток, не в роток (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки, выполняют движение ко рту)
Насыпайся в кузовок, кузовок, кузовок. (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод в корзину, перед грудью
Припев: движения те же
3. Как малины наберем, наберем, наберем. (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод с земли – с наклоном корпуса)
Пирогов мы напечем, напечем, напечем (движение «пирожки»).
Припев: движения те же.
Подвижная игра «У медведя во бору»
На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса., очерчивается место для медведя. На противоположном конце обозначается линией дом детей. Воспитатель назначает одного из играющих медведем (можно выбрать считалкой). Остальные играющие — дети, они находятся дома. Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т. е. имитируют соответствующие движения и говорят: « У медведя во бору, грибы, ягоды беру, А медведь сидит и на нас рычит». Медведь с рычанием встает, дети убегают. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного он отводит к себе.
«Чудесный мешочек»
Воспитатель опускает различные предметы ( шишка, желудь, ягоды рябины, перышко, листик) в мешочек. Затем предлагает ребенку: « найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «найди то, что я скажу».
«Найди в букете такой же листок»
Воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист, например, кленовый, и предлагает: «Раз, два, три - такой листок покажи!». Дети поднимают руку с кленовым листом. Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.
«Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб»
Воспитатель называет хорошо знакомое дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три к березе беги!». Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.
«Куда спрятались звери?»
Воспитатель говорит детям: «Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то один из вас лиса. Белочки ищут растение, на котором могут спрятаться». В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что зайцы живут и прячутся в кустах. Выбирают водящего- лису, дают ему шапочку маску лисы, всем остальным детям шапочки зайцев, белок. По сигналу: «Опасность лиса!» белочки бегут к дереву, зайцы – к кустам.
«Птички»
Воспитатель читает, стихотворение и дети показывают эти движения.
Летели две птички, собой невелички. Как они летели,
Все люди глядели. Как они садились – все люди дивились.
«Кто как передвигается»
Воспитатель называет разных животных, птиц, насекомых, а ребенок изображает, как они передвигаются (ползает, прыгает).
Аудиозаписи
Старший дошкольный возраст
- прогулка по уголку леса( вдыхаем лесной воздух, слушаем пение птиц, рассматриваем растения, ищем насекомых)
наблюдения: лесная почва, кустарники, травы, грибы, высокие и низкие деревья;
-рассматривание и наблюдение за деревьями в разное время года;
- сравнение деревьев между собой; классификация деревьев на хвойные и лиственные
- кто живет в лесу, как можно увидеть следы пребывания белки, птиц;
- следы пребывания человека;
- правила поведения в лесу людям;
- что нужно животным, чтобы выжить в лесу;
- забота человека о деревьях;
- использование луп для наблюдений;
- игры «Дары леса», «Что сделано из дерева?», «Загадай, а мы отгадаем», «Что где растет»;
- Экологические беседы : «Ты – часть природы», «Планета Земля в опасности» и др.
- стихи, загадки, пословицы о лесе.
Элементарная трудовая деятельность:
Уборка опавших веток, шишек, мусора. Сезонный уход за деревьями. Сбор природного материала для поделок
Вопросы к детям
- Зачем люди ходят в лес? (собирают грибы, ягоды, лекарственные травы, отдыхают, гуляют, ходят в походы, наслаждаются красотой природы, слушают птиц, собирают коряги, шишки, листья для поделок, охотники охотятся на животных, зимой катаются на лыжах)
-Как вы думаете, дерево живое или нет? (оно также как люди, животные дышит, питается, растет и размножается)
- А как дышит дерево? (листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей)
- Что нужно дереву, для того чтобы жить? (вода, свет, тепло)
-На какие две группы делятся деревья? (хвойные, лиственные) Назовите хвойные деревья. Какие вы знаете лиственные деревья?
-Как называется лес, если там растут только сосны? (сосновый бор). А если растут одни ели? (ельник)
-Как называется лес, в котором растут одни березы? (Березняк, березовая роща.) Что весной собирают с деревьев березы? (березовый сок) После сбора сока что необходимо сделать с ранкой на стволе березы? (залепить смолой сосны или пластилином)
-А от чего дерево может болеть? (вредные насекомые, от того, что кто-то порезал кору, сломал ветку)
-Кому нужны деревья в лесу? (Белка строит гнездо в дупле, дятел добывает насекомых, медведь питается плодами деревьев, устраивает под деревом берлогу, муравьи строят под деревом муравейник, гусеницы едят листья, заяц питается корой, лоси едят листья и ветки деревьев, кабаны питаются желудями, птицы строят гнезда)
- что еще растет в лесу? (грибы, ягоды) Все ли грибы и ягоды съедобные? Какие ядовитые грибы, ягоды вы знаете? Можно ли уничтожать, топтать несъедобные грибы, ягоды? Почему7
- Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и деревьями. Кто знает, как называется эта профессия?
- Как лесник заботится о лесе? (подкармливает животных зимой, высаживает молодые деревья, спасает детенышей погибших животных , спасает от пожара, браконьеров, поддерживает чистоту в лесу)
Загадки
В одно прекрасное село хочу я нас позвать.
Тому немало повезло, кто смог гам побывать.
Там каждый дом и каждый двор зелёной крышей крыт,
Цветами вытканный ковёр на улице лежит
Там нет заборов и дверей открыты окна в сад.
Там встретят песнями гостей, на славу угостят.
Кому бывать там повезло, тот повидал чудес!
А необычное село зовут… (Зеленый лес)
Весной веселит, летом холодит
Грибами, ягодами одаривает
Осенью умирает, весной оживает.... (Лес.)
Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно – комаров.
Там всегда полно чудес –
Я люблю прогулки в … (лес)
Стоит столб до небес, на нём шатер-навес.
Красной меди столб точеный,
А навес сквозной, зеленый. (Сосна).
Стоят дома высотные, этажи несчетные,
Шпили колючие под тучами летучими. (Ели).
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной, а на кончике ветвей
Много-много желудей. (Дуб)
По всем странам славится стройная красавица.
Белые одежки, золото-сережки,
с расплетённою косой умывается росой.
Ветер пряди шевелит, заплетать их не велит.
Что это за деревце? (Березка).
Весною зеленела,
Летом загорала
Осенью надела
Красные кораллы (Рябина)
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... (опята)
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна… (сыроежка)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... (лисички)
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой (Подосиновик)
Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще. ,
Расту я обычно
В берёзовой роще (Подберёзовик)
Шоколадно-бурый гриб
К скользкой шляпке
лист прилип
Воротник ажурный тонок
Гриб такой зовут (Маслёнок)
Точки белые на красном -
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор –
Не срывайте... (мухомор)
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это – бледная…(поганка)
В старом дереве меня
Дятел выдолбил шутя,
Прилетай, любая птица,
Чтоб с семьей расположиться. (Дупло)
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи)
Он живет на кружевах,
Он на мух наводит страх,
И хотя не осьминог,
Но имеет восемь ног. (Паук)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)
Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили:
В ушанке заячьей – зимой,
А летом с бритой головой. (Пень)
Что рассказать детям:
Говорят, что лес – это зеленая кладовая чистого воздуха, свежей воды, древесины, ягод, грибов, полезных растений. Мы, люди, пользуемся этой кладовой, и, значит, должны быть защитниками и настоящими друзьями леса.
Лес можно назвать многоэтажным домом, который не строил человек. С невидимыми стенами и с невидимым потолком. В этом доме очень разные квартиры. В верхних этажах — светлые, сухие. В нижних этажах – темные и сырые.
Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. Дерево после этого долго болеет.
Если бы на планете Земля не было бы леса, то не было бы и достаточного количества кислорода для людей, то есть жизни на Земле была бы невозможна. Лес – это легкие нашей планеты, они перерабатывают углекислый газ, который мы выдыхаем.
Примерно одну четвертую часть всех лесов занимает тайга – лес, состоящий в большинстве своем из хвойных деревьев. Тайга занимает почти 80% всей территории нашей страны – это лес, который важен не только для России, но и для всей планеты.
Количество деревьев в 60 раз больше, чем количество людей.
Примерно половина хвойников всей земли растет в России.
Самым распространенным лиственным деревом считают березу.
Дерево растет на протяжении всей своей жизни.
Дерево защищает от слишком сильной жары. Вот почему в тени деревьев знойным летом всегда прохладнее. Листья уменьшают эффект парника.
Если рубить лес, то только старые деревья, а молодые не трогать, тогда вреда не будет. А как же тогда лес восстанавливается? Кто его сажает?
На лесном посту — возле избы лесника — грядки! А на грядках не помидоры, не огурцы растут. ЧУДО маленькие, пушистенькие ёлочки растут! Когда жарко, их поливают, и землю вокруг них тоже разрыхляют граблями. Все, как на огороде. У ёлочек на грядках земля чёрная.
А у сосенок — песок. Кто что любит!
Весной этого лесного питомника, саженцы — совсем еще молоденькие сосенки и ёлочки — привезут на лесосеку. Здесь их посадят, будет расти новый лес. А лет через семьдесят лес станет взрослым.
Ядовитые грибы нельзя брать руками, они очень ядовиты, но и уничтожать их нельзя. Некоторые из них полезны для лесных жителей. Например, мухомор. Этим грибом лечатся дикие животные и птицы. Например, лось. Он не только щиплет траву, ест папоротники и лакомится молодыми побегами осин и липок, но и ест грибы. А мухоморы для лося - лекарство.
Замечательный писатель и большой знаток и любитель природы М. Пришвин писал: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. В нашем государстве много сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных: бобры, лоси, соболи и т. д. Человек многим обязан природе, лесу.
Запомните несколько важных правил:
• Лес нужно беречь, чтобы нам было чем дышать и чтобы сохранить лесную флору и фауну.
• Не разжигайте костры в неположенном месте.
• Не ломайте деревья и кустарники.
• Не бросайте в лесу мусор.
• Не ешьте незнакомые ягоды.
• Не ворошите муравейники.
• Старайтесь не нарушать спокойствие лесных обитателей!
Игры:
Игра-рассуждение «Дерево тоже живое»
Детям предлагается с помощью мимики или смайлика определить настроение деревьев если:
1 Если у дерева сломали ветку? (Как будет чувствовать себя дерево хорошо или плохо)
2 Идет дождь. Дереву будет весело или грустно? (Весело, потому что дереву для жизни нужна вода).
3 Лесоруб рубит дерево. Понравиться это дереву или нет? (Нет, не понравится дерево погибает)
. 4 Дует сильный ветер-ураган. Какие чувства будет испытывать дерево? (Дереву будет плохо. Могут сломаться ветки и само дерево может погибнуть).
5 Птицы прилетели на дерево. Понравится это дереву, почему? (Да, понравится потому что птицы его друзья, они вьют гнезда на его веточках).
Игра «Под каким деревом расту, такое имя я ношу»
Под берёзой растёт - ….(подберёзовик)
Под осиной растёт - … (подосиновик)
На пнях растут - … (опята)
Во мху растут - … (моховики)
Физкультминутка «Ищем грибы»
Все зверушки на опушке Дети идут в хороводе.
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.
Рыжики срывали,
Лисичка бежала, Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.
Лисички собирала,
Скакали зайчатки, Скачут стоя, срывая воображаемые грибы.
Искали опятки,
Медведь проходил, Идут вразвалку, затем топают правой ногой.
Мухомор раздавил.
Викторина «Что мы знаем про лес?
Кто охраняет лес? (Лесник.)
Что грозит лесу? (Пожар.)
Каковы причины пожара? (Непотушенный костер.)
Почему, особенно весной, нельзя шуметь в лесу, разводить костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, птицы бросают свои гнезда.)
Красавица русского леса? (Береза.)
Какое дерево единственное в мире имеет белую окраску? (Береза.)
Что означает плач березы? (Сокодвижение.)
Листопадное хвойное дерево? (Лиственница.)
Почему лиственницу называют добрым деревом? (Не колется.)
Какое дерево называют музыкальном? (Ель.)
Когда можно охотиться на зверей и животных? (Зимой.)
«ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»
Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат. ( дуб, береза, пальма, кактус, репейник, кокос, рябина и т.д.)
«ОХОТНИК».
Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это «лес». В «лес» отправляется «охотник» - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» или прошёл дальше.
«ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ».
Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
«УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ».
Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.
«ЛЕСНИК».
Выбирается «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собрать семена для новых посадок. «Лесник» говорит: «На моём участке растёт много берёз (тополей, клёнов), давайте наберём семян». «Лесник» может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.
«НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА»
Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает: «Ромашка, василёк, мак».
«ХОРОШО – ПЛОХО».
Воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему.
«ДОБРЫЕ СЛОВА».
Педагог говорит: «Есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить всем. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые слова – вредят. Вспомните добрые слова, когда и как их говорят. Придумайте разные добрые слова, с которыми можно обратиться к …бабочке, цветку, птице и т.д.
«ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ …»
Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в результате чего дети приходят к выводу о необходимости соблюдать меру и беречь природу. Например: «Что будет, если сорвать все цветы?...уничтожить бабочек?»
«Кто где живет?»
Воспитатель называет животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает ((нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.)
Стихи:
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы…
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
* * *
Лес наполняет грибами лукошко
И про запас оставляет немножко…
Ведь звери лесные
Грибами питаются,
Поэтому жадным
Вход в лес воспрещается!
* * *
Я лес люблю. Сосновый лес,
Чтоб сосны были до небес.
Чтобы кололи облака
Об иглы белые бока,
Чтоб солнце пряталось в ветвях,
Чтоб хвоей воздух крепко пах,
Чтоб, если лечь, закрыв глаза,
Казалось: это паруса
Полощет ветер над тобой
Или шумит морской прибой,
И ты плывёшь на корабле
Вперёд, к неведомой земле.
* * *
Много в лесу
Черники; снесу
Моей маме.
Вот еще кочка.
Я не боюсь!
Нет ли грибочка?
Ну-ка, нагнусь.
А вон на елке
Дятел сидит,
В дереве щелки
Важно долбит.
Видно, на ужин
Жук ему нужен
С усами.
* * *
«Шагай!» — поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алёшка!…
Ведь летом в лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зелёная
Мягче подушки!…
* * *
Убежим с тобой мы в лес,
Как же много в нем чудес!
Дерева наряд сменили,
Ветки листья опустили.
Вот и началась пора,
Листопадов! Красота!
Улыбнись, в лесу постой.
Август — месяц золотой!
Берёза, ясень, дуб, осина,-
Продолжи список этот длинный.
Ольха, орешник, клён и вяз –
В лесу они встречают нас.
У них салатовые гривы,
Пышны их ветви и красивы.
Танцуют вальс они с ветрами.
Качают крепкими стволами.
И в кронах птицы гнёзда вьют
И звонко, радостно поют.
В лесах поющих великанов
Не сотни, тысячи, а страны.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природой,
Давайте же всегда ее беречь!
Пословицы:
«Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню»
«Много леса – не руби, мало леса -береги, Нет леса – посади»
«Дерево живо корнями, а человек друзьями»
« Лес – друг человека и его как друга надо беречь и охранять"
Экологические сказки:
«Жалейкин»
Жалейкин — мальчик добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело. Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали. - Вот неряхи! - вскричал Жалейкин - Как им не жалко портить такой бережок! Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд. Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно. Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об острые склянки лески к поломали о банки крючки. А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться. Хотел Жалейкин как лучше, а вышло хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных! Всякое дело с умом делать надо, и уж если одно делаешь, то другое не порть! (Н. Сладков.)
«Мальчик с ландышами»
В воскресенье мальчик спешил по дороге из леса к поезду. В руке у мальчика были ландыши. Упругие стебли не помещались в ладони. Они вырывались, как живые, и падали на дорогу. Прохожие осторожно обходили эти нежные колокольчики. Мальчик вошел в вагон. Один пассажир объяснил ему, что губить душистые ландыши нельзя. Сорвешь цветок - погубишь семена. Не появятся новые цветы. С каждым букетом скудеет красота земного шара. Человек должен сохранить зеленый наряд Земли.
«Старая кепка»
Мишутка и Оля спустились в овраг по тропинке. Над оврагом плыла большая черная туча. В кустах затрещало, будто кто-то обламывал ветки. Это из тучи падали тяжелые капли дождя. Дождь шел недолго. Мишутка вышел из-под груши, нагнулся и вытащил из куста старую мокрую кепку. В кустах послышался тихий треск. Показался мальчишка с круглым добродушным лицом. Ребята познакомились. Мальчика звали Вася. Он посмотрел на кепку и сказал:- Это моя. Я ее нарочно на куст положил, а сам спрятался от дождя в дупле вербы. - А кепку, зачем оставил? - спросила Оля. Вася раздвинул ветки куста, где Мишутка нашёл кепку: - Смотрите! Мишутка и Оля увидели гнездо. В нем было трое большеротых птенцов. - Туча видели, какая была, с градом? Вот я и прикрыл их сверху кепкой. - А как же другие птенцы? - спросила Оля. - На другие садятся птицы и прикрывают птенцов. А эти осиротели. Их родителей убил ястреб. - Как же они теперь? - грустно произнесла Оля. - Кормлю. Скоро уже полетят. Я тут все гнездо знаю, и мои птенцы не хуже других. Птенцы уже знали Васю. Когда он нагнулся над гнездом, они сразу же широко раскрыли рты и громко запищали, прося есть. (По Н. Омельченко.)
Почему у земли платье зеленое
Что на земле самое зеленое? — спросила однажды маленькая девочка у своей мамы.
— Трава и деревья, дочка, — ответила мама.
— А почему они выбрали зеленый цвет, а не какой-нибудь другой?
На этот раз мама задумалась, а затем сказала:
— Творец попросил волшебницу Природу сшить для своей любимицы-Земли платье цвета веры и надежды, и Природа подарила Земле платье зеленого цвета. С тех пор зеленый ковер благоухающих трав, растений и деревьев рождает в сердце человека надежду и веру, делает его чище.
— Но трава к осени сохнет, а листья опадают.
Мама снова долго думала, а потом спросила:
— Сладко ли тебе сегодня спалось в твоей мягкой кроватке, доченька?
Девочка удивленно посмотрела на маму:
— Я хорошо спала, но причем здесь моя кроватка?
— Вот так же сладко, как ты в своей кроватке, спят цветы и травы на полях и в лесах под мягким пушистым одеялом. Отдыхают деревья, чтобы набраться новых сил и порадовать сердца людей новыми надеждами. А чтобы не забыли мы за долгую зиму, что у Земли платье зеленого цвета, не растеряли надежды свои, елочка с сосенкой нам на радость и зимой зеленеют. (А. Лопатина)
Что почитать про русский лес?
• Тихонов А.В. «Детская энциклопедия леса».
• Пимон М.Р. «Жизнь леса: твоя первая энциклопедия».
• Сладков Н.И. «Азбука леса: Рассказы, сказки, миниатюры».
• Бианки В. «Лесная газета на каждый года. Осень-зима».
• Бианки В. «Лесные происшествия: рассказы».
• Скребицкий Г. «Неведомые тропы: рассказы для детей».
• Тихонов А. «Про нечистую и добрую силу: сказки русского леса».
• Соколов-Микитов И. «Год в лесу: рассказы».
• Пришвин М. «Лесной шатер».
• Чарушина-Капустина Н.Н. «Лесная сказка».
• Шим Э. «Лесные сказки».
• Крюкова, Т. «Лесная аптека: сказочная энциклопедия лекарственных растений».
• Кинкейд Л. «Лесные истории с кротенком Вили и его друзьями».