тел: 8(83161) 9-17-01
email: ds14_grd@mail.52gov.ru
адрес: 606502,
г. Городец, Нижегородская обл.,
пл. Пролетарская 22
Руководитель:
Добронравова Елена Леонидовна
тел: 8(83161) 9-17-01
email: ds14_grd@mail.52gov.ru
адрес: 606502,
г. Городец, Нижегородская обл.,
пл. Пролетарская 22
Руководитель:
Добронравова Елена Леонидовна
Цель: познакомить детей с прудом – природным водоемом, с явлениями, происходящими у воды. Расширять и обобщать знания детей о водоёме как экологической системе
Задачи.
1. Продолжать учить детей замечать те изменения, которые происходят на водоеме.
2. Формировать у детей представление о пруде как о сообществе водных и наземных растений и животных.
3. Формировать эстетическое восприятие - учить детей видеть красоту водоема
4. Формировать связную речь, активизировать словарный запас за счет названий животных, птиц, насекомых; пополнять его новыми названиями растений.
5. Учить отгадывать загадки, развивать мышление.
6. Знакомить детей с правилами поведения возле водоёма
7. Продолжать учить детей аккуратно относиться к объектам природы, выполнять простейшие природоохранные мероприятия.
8. Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде.
9. Развивать наблюдательность, желание изучать объекты природы.
Рекомендации по работе с детьми
Младший дошкольный возраст
рассматривание объектов станции (водоем, мостик, альпийская горка, трава и цветы, фигурка цапли, лягушки, уток, плавающих в пруду, живых улиток, обитающих в пруду)
Наблюдения:
- За водой, камешками, растениями около пруда, обитателями пруда, насекомыми, прилетающими к пруду
- за сезонными изменениями на пруду
- правила поведения у водоема ( не толкаться, не подходить очень близко к воде, не рвать растения)
Вопросы к детям:
- Какая вода? (чистая, прохладная, прозрачная, блестит на солнышке)
- Как меняется вода зимой?
- Почему нельзя пить воду из пруда?
- Что вы видите на берегу? (камни)
-Какие камни на ощупь? Потрогайте их. (холодные, теплые, гладкие, тяжелые)
-Кто живет в пруду? (Лягушка, улитка, рыбка)
- Как прыгают лягушки! Как кричат?
-Какие птицы живут у пруда?( Цапля, утка, гусь)
- Что растет у пруда? ( камыш, высокая трава, цветы)
Загадки:
1.Стоит корыто, до краев вода налита ( Пруд)
2.Где же вы её найдёте?
Ну, конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!» (лягушка)
3.Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка)
4. Кто гуляет по травинке,
Домик свой несет на спинке?
С виду дом, как пирамидка,
А хозяйка в нем... (улитка)
5.Кря-кря-кря, ловите мух!
А потом в водичку — Плюх!
Плавать — это вам не шутка!
Так детишек учит … (утка)
6. Длинноклюва, длиннонога,
Ест лягушек очень много!
Кто шагает по реке
По воде невдалеке? (Цапля)
7. Крылья, круглые глаза,
Плавно кружит… (стрекоза)
Игры:
1.«Лягушата», «Стоим как цапли», «Стрекоза летит», «Камыш шумит» (имитация движений, звуков)
3. «Уточка»
Идёт утка по дорожке «кря-кря-кря, кря-кря-кря
На ней красные сапожки «кря-кря-кря, кря-кря-кря.
Утка по воде плывёт, ловко лапками гребёт».
4. Дидактическая игра «Для чего нужна вода?»
5.Физкультминутка «Лягушки»
На болоте две лягушки две
зелёные подружки
Утром рано умывались,
Полотенцем вытирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзья большой привет!
6. Физкультминутка «РЫБКА»
Рыбка плавает в водице,
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть.
(хлопают в ладоши)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка спинку изогнула,
(Руки над головой, прогибаемся в спине)
Крошку хлебную взяла.
(Приседаем)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Снова «плывут».)
7. «Один – много»
(Называние обитателей пруда в единственном и множественном числе)
8. «Кто где живет?»
9. «Плавает- летает»
10. «Поймай комара»
Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит палочку с привязанным на шнуре картонным комаром. Воспитатель «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит «Я поймал!».
Средний дошкольный возраст
рассматривание объектов станции (водоем, мостик, альпийская горка, растения , фигурка цапли, лягушки, уток, плавающих в пруду, живых улиток, обитающих в пруду)
Наблюдения:
- полюбоваться прудом, обратить внимание, что возле пруда всегда хорошо отдыхать, там всегда свежий воздух и легко дышится. Глазам приятно смотреть на зелень и воду. Все это полезно человеку для здоровья.
- За водой, камешками, растениями около пруда, обитателями пруда, насекомыми, прилетающими к пруду
- за сезонными изменениями на пруду
- правила поведения у водоема (не шуметь, не толкаться, не подходить очень близко к воде, не рвать растения, не ловить животных, насекомых)
Вопросы к детям:
- Что такое пруд?
(Пруд – это естественный водоем, это такая большая, глубокая яма, заполненная водой. Если в городе или деревне поблизости нет ни реки, ни озера, жители могут создать искусственный водоем — пруд. Его заполняют пресной водой.)
- Почему нельзя пить воду из пруда?
- Давайте посмотрим на поверхность пруда? Какая она? На что она похожа? (Стекло, зеркало). Сейчас у нас лето. Вода в пруду – прозрачная, блестит на солнышке. А как пруд выглядит зимой? Что изменится и почему?
- Что можно увидеть на берегу возле пруда? (песок, камни, трава)
-Кто живет в пруду? (Лягушка, улитка, рыбы, головастики, раки,)
-Какие птицы живут у пруда? (Цапля, утка, гусь) Почему эти птицы так любят пруд?
- Что растет у пруда? (камыш, высокая трава, цветы,)
- Как называются растения, которые живут в воде? (водоросли).
-Для чего (кого) они нужны в воде? (Для питания, дыхания, жилья, защиты обитателей пруда.)
- Чем питаются лягушки?
-Какие насекомые прилетают к пруду?
- Прислушайтесь. Что вы слышите? ( аудиозапись «Пруд»)Чьи голоса вы услышали?
-Посмотрите, чисто ли вокруг? Нет ли мусора? Хорошо ли это?
– Что будет, если в этот пруд люди начнут бросать мусор? Мыть в нем машины? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать? (пруд не следует засорять: в грязной воде и растениям, и животным плохо – они начнут умирать)
Загадки:
1. Он слегка затянут ряской,
Струйки не бегут.
Зачарованный, как в сказке
Старый, тихий ... (пруд).
2 Летом в пруду и в болоте
Вы её найдете.
Зеленая квакушка-
Это, конечно…(Лягушка)
3. Они не ходят, а плывут,
И в водоемах все живут,
И червячка на ужин просят,
И платье из чешуек носят. (Рыбы)
4. По узкой дорожке,
Голова да рожки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет? (Улитка).
5. На коротких красных лапках
Вперевалочку идёт.
Любит в озере поплавать
И покрякать у ворот. (Утка)
6. В воде купался
Сухим остался. (гусь)
7. Удивительная птица–
Не боится простудиться.
Целый день в воде стоит,
Но вполне здоровый вид.
Не нужны таблетки, капли
Для болотной серой... (Цапли)
8. Я маленький и круглый,
Живу в воде друзья.
Есть хвостик, лапок нету -
Лягушкой буду я. (головастик)
9. Ползает наоборот,
Задом наперёд.
Всё под водой
Хватает клешнёй ( Рак).
10.На речке стоит он
Зелёной стеной,
И ветер шумит в нём ненастной порой.
Растёт он, защита и дом лягушат,
Они в его чаще укрыться спешат. (камыш)
11. На болоте, у пруда
Её вы встретите всегда.
Это не лягушка,
Камыша подружка. (осока)
12.Белая чашка на зелёном блюдце
По реке плывёт. (кувшинка)
13. Без земли в воде росли
Да на солнце зеленели,
То, что рыбы съесть хотели,
То, что рыбы жадно ели-
Не трава, а… (водоросли)
14. Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка)
15. С виду будто вертолёт
Над водой ведёт полёт.
Машут крылышки, стрекочет,
Сесть она на листик хочет.
Выпучит свои глаза вертолётик — … (Стрекоза)
16. Очень тоненько жужжит
И над нами он кружит.
Берегись и млад, и стар
Кровь у всех сосёт… (Комар)
Игры:
1.«Цапли и лягушки»
Выбрать 2 детей – «Цапли». Начертить на асфальте пруд.
Цапли занимают места на противоположных сторонах пруда (передвигаются, высоко поднимая ноги). Остальные дети – лягушки. Они прыгают по всей площадке на двух ногах и говорят:
Мы зелёные лягушки. Веселимся на опушке,
Здесь у нас рядом пруд – цапли в нём нас не найдут.
После этих слов лягушки прыгают в пруд, а цапли стараются их запятнать. Пойманные лягушки остаются на берегу.
3. «Хорошо-плохо»
Дети вспоминают правила поведения в природе. Говорят, что делать хорошо, а что плохо. Можно использовать сюжетные картинки или схемы.
4. Пластическая игра «Волна»
Дети становятся в круг, берутся за руки и образуют дугу из поднятых рук. Постепенно опускают дугу в тот момент, когда следующая пара начинает поднимать руки. Таким образом получается волна.
6. «Да - нет»
Пруд – водоем? (Да)
Лес – водоем? (нет)
Озеро – водоем? (Да)
Пустыня – водоем? (нет)
Река – водоем? (Да)
Поле – водоем? (нет)
Море – водоем? (Да)
Воспитатель: Что такое водоем?
Ответы детей.
7. Физкультминутка «Две лягушки»
Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны)
Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку)
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево)
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
(Ходьба на месте)
Всем друзьям физкультпривет!
8.Подвижная игра «Рыбы».
После первой команды: «День», - все «рыбы» (дети) плавают;
после второй – «Опасность» - замирают;
третьей - «Ночь» - присаживаются на корточки и «засыпают».
9. Подвижная игра “Караси и щука”
Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” - она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”.
Пойманные “щукой” “караси”, уходят за круг. Игра повторяется с другой
“щукой”.
10.Подвижная игра “На болоте”
Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих
на болоте, через выразительность и пластичность движений.
11.Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает»
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
Старший дошкольный возраст
рассматривание объектов станции (водоем, мостик, альпийская горка, трава и цветы, фигурка цапли, лягушки, уток, плавающих в пруду, живых улиток, обитающих в пруду)
Наблюдения:
-отличие пруда от других водоемов
- наблюдение за обитателями пруда в разное время года: за животными, растениями, насекомыми, прилетающими к пруду птицами
- поведение человека у пруда
-зачем нужны водоемы человеку, животным
-что произойдет, если вода исчезнет
- как сохранить водоем чистым, пригодным для жизни обитателей
- правила поведения у водоема (не шуметь, не толкаться, не подходить очень близко к воде, не рвать растения, не ловить животных, насекомых)
Вопросы к детям:
-Чем пруд отличается от речки или ручья? (В ручье вода движется быстро, она очень холодная, чистая, т. к. начинается обычно ручей из родников. В пруду и озере вода спокойная, движется от дуновения ветра)
-- Давайте посмотрим на поверхность пруда? Какая она? На что она похожа? (Стекло, зеркало). Сейчас у нас лето. Вода в пруду – прозрачная, блестит на солнышке. А как пруд выглядит зимой? Что изменилось и почему?
- Можно ли пить воду из водоемов? Почему?
- Для чего может пригодиться вода из пруда? (Из прудов берут воду для полива садов и огородов, в них купаются — ведь вода в пруду теплая. Иногда в них полощут белье, поят коров, лошадей и другой скот. В прудах нередко разводят рыб)
- Кто живет в пруду?
-Чем полезны лягушки? (уничтожают насекомых, являются пищей для многих других животных)
- Хорошо ли убивать лягушек, пугать и прогонять? Важно ли сохранить их среду обитания?
--Каких водоплавающих птиц вы знаете? (Утки, гуси, лебеди.)
- Что такое водоросли? Для чего (кого) они нужны в воде? (Для питания, дыхания, жилья, защиты обитателей пруда.)
- Каких насекомых можно увидеть у пруда?
- Какие растения растут у пруда? Как называются растения, которые любят расти у воды? (влаголюбивые)
- Как жители пруда связаны друг с другом? (Растения – пища и дом для животных, одни животные едят других и т. п.)
-Посмотрите, чисто ли вокруг? Нет ли мусора? Хорошо ли это?
Загадки:
1.Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зелёная.
Молодые берёзки
Свои перед ним
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды -
В нём всё отражается...
Как это зеркало называется? (пруд)
2.Глаза на рогах,
А домик на спине. (Улитка)
3. Суматоха на речушке
От зари и до зари:
Тараторят здесь подружки
И пускают пузыри. (Лягушки)
4.Утром плюх на весь день в пруд,
Только сверху хвост да лапки,
Крякнут деткам для порядка.
Им в воде чудесно тут. (Утки)
5.Удивительная птица
Острый клюв как спица.
Важная, носатая,
То стоит как статуя,
То гуляет в камышах –
Ищет шустрых лягушат. (Цапля)
6.Родится с хвостом,
Роднится с прудом,
Как подрастет,
Хвост отпадет. (Головастик)
7.Вот какой чудесный жук,
Не комар он, не паук,
И скользит он по воде!
Всё обмеряет везде. ( Водомерка)
8.Показалась нам сперва
В желтых пятнах голова.
А за нею между луж
Хвост ползет. Кто это? (Уж)
9.Если к вам она прилипнет,
То немного крови выпьет.
Не рыбешка, не козявка.
Как зовут ее? (Пиявка)
10.Из меня плетут корзины,
Мои ветки тонки, длинны,
У воды расту, плаксива.
Угадали кто я? – … (Ива).
11.Без головы, без воздуха
Растут зелёны волосы. (водоросли)
12. На пруду большой цветок,
С жёлтой седцевинкой
На воде растёт, цветёт Белая … (Кувшинка)
13.Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
14. С ветки на тропинку,
С травинки на былинку
Прыгает пружинка -
Зелененькая спинка. (Кузнечик)
15.Есть такой на свете жук —
Может в воду прыгнуть вдруг.
Но не тонет жук-храбрец,
Плыть умеет... (Плавунец)
Что рассказать детям:
- Пруд – это естественный водоем, это такая большая, глубокая яма, заполненная водой. Если в городе или деревне поблизости нет ни реки, ни озера, жители могут создать искусственный водоем — пруд. Его заполняют пресной водой.
-Вода в прудах стоячая, она не бежит, как речная, а словно тихо дремлет на солнце.
- Взрослые лягушки питаются насекомыми и во множестве уничтожают комаров, мошек, слепней и оводов. Многие животные питаются взрослыми лягушками. Из рыб это сомы, судаки, щуки. Враги лягушек – цапли, аисты, журавли. Зимуют лягушки в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми.
-- Рыбы – это позвоночные животные, живут только в воде. У рыб – гладкое, обтекаемое тело, есть голова, туловище, гибкий хвост, плавники и жабры. Тело рыбы покрыто чешуей. Большинство рыб двигается вперед, волнообразно изгибая тело.
-Улитка - прудовик передвигается очень медленно. Живя среди зарослей растений, он соскабливает кожицу с поверхности листьев, а также поедает икру рыб, упавших в воду мух.
- Для уток пруд служит основным домом, в котором они живут длительный срок, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края. Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей - это, тростник, камыш, осока.
--Цапля - это птица довольно крупного размера с длинными ногами. Она тщательно за собой ухаживает. Питаются цапли рыбой, лягушками, раками, ящерицами, различными насекомыми. На зиму цапли улетают на юг. Прилетают в середине весны. Аисты, цапли, совы, чайки и даже вороны любят лакомиться лягушками
- Головастики — это чьи детки? (Лягушек.) Головастики едят водоросли, личинки комаров и других насекомых. Головастиками питаются многие рыбы и птицы
-По поверхности воды быстро, как по гладкому льду, скользят длинноногие и узкотелые водомерки. Они бегут только на средних и задних лапках, а передними все время что-то теребят, чистят: то усики, то непромокаемые волоски на теле и ногах. Вот как интересно это насекомое приспособилось для жизни на водоеме!
-Раки обитают в речных заводях озерах прудах, днем прячутся под камнями, корягами, корнями деревьев. Там они и роют норки. Кормятся в основном ночью, вылезая из своих убежищ и выслеживая добычу. Питается растительной пищей и животными. В случае опасности он пятится назад.
- Вокруг прудов пышно разрастаются растения, которые любят влагу. Их называют влаголюбивыми. Возле прудов часто растут ивы. Ивы склоняются над водой и касаются узкими серебристыми листочками ее поверхности. По берегам прудов цветут голубые незабудки, желтые калужницы.
- Стрекоза очень прожорлива, и весь день ее занят погоней за насекомыми, которых она ловит прямо на лету. Поедая насекомых-вредителей, стрекоза приносит человеку большую пользу. А вот личинки стрекоз живут в воде.
-- В прудах, небольших озерах встречается жук-плавунец. У него обтекаемое тело. Задние длинные ноги выполняют роль вёсел. Жук-плавунец дышит атмосферным воздухом. Поэтому ему приходится подниматься к поверхности воды и выставлять наружу конец брюшка. Через специальные отверстия поступает воздух, которым плавунец дышит.
-Комар- это насекомое, которое живет во влажной среде. У комаров самки пьют кровь, укусив жертву, а самцы питаются цветочным нектаром и никогда не кусаются. Множество комаров поедают стрекозы, лягушки; их личинки уничтожают не только рыбы, но и другие обитатели водоемов.
- Все эти животные, насекомые, рыбы, растения не могут жить без воды и друг без друга. Чайки, утки, цапли ловят рыб, лягушек. Лягушки едят улиток, комаров. Рыбы – водоросли, растения. Если убрать все камыши, осоку, кусты, то пруд высохнет. Если погибнут все комары - погибнут лягушки. В природе все взаимосвязано.
Игры:
1.«Угадай по описанию»
Один ребенок описывает обитателя пруда, не называя его (маленькие, обтекаемая форма тела с чешуей, у них есть плавники и т. д.), а другие дети должны отгадать.
2. «Четвертый лишний»
1.Водомерка, ежик, божья коровка, корова.
2. Утка, петух, попугай, снегирь.
3. Рыба, верблюд, медведь, собака.
3.«Рыбки плавают в водице»
Ставятся модели (речные, морские, проходные и аквариумные) – это домики для рыб. Читается стихотворение – рыбки плавают, на слове «поймать» плывут к своим домикам.
- Рыбки плавают в водице, рыбкам весело играть.
Рыбки, рыбки, озорницы, я хочу вас всех поймать.
Проверить друг у друга, правильно ли все приплыли к своим домикам.
4. Игра малой подвижности “Ручеёк”
Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их,
образуя воротца. Один ребенок – ведущий, проходит в воротца и выбирает
любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика.
Ребёнок, оставшийся без пары, становится ведущим.
5. «Ручейки и озёра»
Дети стоят в 2-3 колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали! » все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра! » игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги-озёра. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
6. «Караси и щука»
Участвуют 2 группы. Одна строится в круг – это «камешки», другая – «караси», которые «плавают» внутри круга. Водящий – «щука» находится в стороне от игроков. По команде «Щука!» водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться, щука пятнает. Пойманные караси временно выбывают из игры. Игра повторяется с другой щукой. По окончании игры отмечается лучший водящий! Карасям нельзя трогать камешки руками.
7. «Охотники и утки»
Игроки-«утки» находятся на площадке. 2 водящих – «охотники», стоят на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу, у одного из них в руках мяч. Охотники бросают мяч, стараясь попасть им в уток. Утки перебегают с одной стороны площадки на другую, стараясь увернуться от мяча. Игроки, в которых попали мячом, временно выбывают из игры. Игра длится 1, 5-2 мин., затем подсчитываются пойманные утки и выбираются новые водящие.
8. «Рыбаки и рыбки»
Игроки-«рыбки» находятся на площадке. Пара игроков – водящие, образуют «сеть» (берутся за руки – одна рука свободна). По сигналу рыбки бегают по площадке, а рыбаки догоняют рыбок и соединяют вокруг них руки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам. Игра продолжается до тех пор, пока сеть не разорвётся или пока не будут пойманы все игроки.
9. «Лягушки и цапля»
Очерчивается квадрат – «болото», где живут «лягушки». В углах вбиваются колышки или кладутся кубики. По сторонам квадрата протягивается веревка. За пределами квадрата «гнездо цапли». По сигналу «цапля» она, поднимая ноги, направляется к болоту и перешагивает через веревку. Лягушки выскакивают из болота, прыгая через веревку, отталкиваясь двумя ногами. Перешагнув через веревку, цапля ловит лягушек.
10. «Назови одним словом»
11. «Узнай по описанию»
Ведущий описывает растение или животного, не называя его. Остальные отгадывают
12."Кто кем был ?"
Кем раньше был:
утенок (яйцом),
лягушка (головастиком),
бабочка (гусеницей),
рыба (икринкой),
комар (мотылем)
Стихи
Смотришь на воду, кажется в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Вода ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живёт!
***
Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат —
Испугались цапли!
А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь ни капли!
***
Не бросай ты в пруд бумажку,
И бутылку не кидай!
Пожалей в пруду лягушку,
Рыбкам жить спокойно дай!
***
Симпатичный карп зеркальный
По волнам скользил хрустальным,
Он головкой мне кивнул,
Гибким хвостиком вильнул.
***
Как хорош заросший пруд!
Пышно лилии цветут,
Над водой склонились лозы,
Тихо шелестят березы.
Здесь кувшинки воду пьют...
Сказочный, заросший пруд!
***
Картины далекого детства
Порой предо мною встают…
И вижу опять я знакомый,
Весь в белых кувшинчиках пруд.
Вокруг него темная чаща,
Где сотни звучат голосов;
И узкая вьется тропинка
К нему между цепких кустов…
***
Никуда не побегу -
Отдохну на берегу.
Тут тростник стоит высокий,
Рыба плещется в осоке,
Мотыльков веселый рой
Звонко вьется над травой,
И кузнечик маленький
Бьет по наковаленке.
Хорошо на берегу -
Никуда не побегу!
***
Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.
На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.
***
Вода — это то, что даёт людям жизнь,
Водой дорожи, за сохранность борись!
Пусть будет чиста или очень грязна,
Какой ни была бы, полезна она.
В болоте, в пруду, где лягушки живут,
Вода грязна очень, но для них там уют.
Для рыбок в реке и животных морских,
Вода всегда чистой должна быть для них.
Какую бы воду, друзья, не встречали,
Мы все за сохранность ее отвечаем.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Взрослые и дети! Я прошу слова запомнить эти:
Вода нужна всему живому на планете!
***
На пруду лягушки-
Милые квакушки.
На кувшиночке сидят,
Разговоры говорят.
-Кабы мы ни капли
Не боялись цапли,
Были б мы спокойны
И всегда довольны.
Мимо них комарики,
Лёгкие, как шарики
Тихо-тихо так летят-
Вдруг лягушки их съедят?
А квакушкам дела нет-
Улетел от них обед.
На большой кувшинке
Греют свои спинки.
***
Аист белый тонконогий
Ходит важно у пруда.
Он гуляет вдоль дороги,
Где кончается вода.
Попритихли лягушата,
Больше песен не поют.
Гладь покрыла ряски вата,
Создавая здесь уют.
Только пестрые стрекозы
Суетятся в камышах
И поодаль у березы
Утка нянчит малышат.
***
На извилистой тропинке
Две улитки греют спинки,
Изнывая от тоски,
Через пруд скользит по ряске
Уж оливковой окраски
В клетках шахматной доски!
Организмов много разных:
Пауков, ракообразных,
Видов фауны не счесть,
Рыбы, бабочки и кроме,
Есть молюски в водоёме,
Комары и черви есть.
В изумрудную водицу
Быстро солнышко садится.
Журавли на пруд спешат,
Чтобы песенки послушать,
А потом на ужин скушать
Непослушных лягушат!
***
Водомерки стеклили
рамы для лилий,
Стрекоза пришивала
листьев заплаты
К бирюзовой воде
и все вместе спешили
Подготовить свой пруд
к отраженью заката.
***
Зелененькою ряскою
Покрыта гладь пруда.
Под зыбкою замазкою
Колышется вода…
У берега метелочки
Густого тростника,
А на бугре две елочки
Сквозят издалека.
В пруде колода дряхлая
Спит кверху животом.
Склонилась ива чахлая
Взлохмаченным кустом.
Кра-кра! Плывут от берега
Утята-малыши, —
С лягушками — истерика,
Удрали в камыши…
И только жаба важная,
Как будто напоказ,
Дородная и влажная
Из тины пучит глаз.
В воде бегут пузырики,
Проснулись тростники,
И в сердце, полном лирики,
Рождаются стишки…
***
На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут —
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, —
Рыбкам выпрыгнуть на воздух
Все равно, что нам нырнуть.
***
Мы плотву пустили в пруд.
Пусть в пруду теперь живут.
Пусть приносят радость людям.
Мы плотву ловить не будем.
***
Пусть в прозрачнейшей водице
Рыбка шустрая резвится.
Было пусто. В самом деле -
Лишь лягушки там сидели.
***
Песни их ласкали слух.
Попоют-и в ряску-бух!
А теперь лягушки-леди
Заимели вдруг соседей.
***
Смотрят квакши: "Это вот
Кто там стайкою плывёт?
А плотвички им в ответ
Посылают свой привет.
***
А над ними стрекоза -
Как её блестят глаза.
Опасается лягушек -
Те её желают скушать!
***
Пруд заросший, залежи камней,
Над водой провисла пышно ива.
Было так задумано красиво
В дар, для украшенья серых дней.
***
Знакомый берег, камыши,
Волнует ветер гладь воды,
Лист роскошной лилии,
Пруд небесно-синий.
***
И над дневною суетой,
За тонкой дымкой золотой
Парят стрекозы над водой,
Увлечены своей игрой!
***
Согретый солнечным лучом
Танцует водный паучок,
Его движенья виртуозны,
Их отражают блики солнца!
Картинный, водный глянец,
– Водомеров лёгкий танец!
***
Шурша от ветра камышами,
Лениво дремлет старый пруд.
К полудню жарко, всюду тихо,
Лишь насекомые снуют.
Скользят на лапках водомерки,
Играя в салки на воде.
Жук плавунец, ко дну ныряет,
Всегда в заботах о еде.
Вдоль берегов, ползут отряды
Трудолюбивых муравьёв.
Несут запасы в кладовые,
Чтоб их наполнить до краёв.
Среди осоки, сделал домик
Неутомимый паучок.
Соткал из мягкой паутины,
Себе перину под бочок.
Беспечно бабочки порхают,
Садятся плавно на цветы.
И хоботки в них запускают,
Нектаром теша животы.
Стрекозы, мимо пролетая,
Тихонько крыльями жужжат.
На солнце бликами сверкая,
Куда-то вдаль скорей спешат.
Так незаметно вечереет
И ветерок прохладой веет.
К закату, нет уже жары,
Но появились комары.
Летают в небе, веселятся,
Как тучи, над водой клубятся.
И знатный писк от них стоит,
К луне восходит и звенит.
А где есть пижма и щавель,
Сидит кузнечиков артель.
Их стрёкот слышен далеко,
Звучит красиво и легко.
Лягушки квакают вокруг,
Ночь, земноводным лучший друг.
Дают в пруду, они концерт.
В нём есть и трио, и дуэт,
Но громче всех поёт солист,
Актриса, жаба-вокалист.
На валуне она сидит,
Со всеми басом говорит.
В траве, где льётся трель сверчков,
Огни сияют светлячков.
Они рассыпались везде,
В воде, над полем, на земле.
Горят, куда хватает глаз,
Алмазы жёлтые для вас.
И где роятся светлячки,
Видны их чудо-маячки...
Объят огнями старый пруд.
Тут вместе, весело живут
Стрекозы, бабочки, сверчки
И комары, и все жучки
Здесь каждый житель, стар и мал,
Нашёл свой дом, какой желал...