тел: 8(83161) 9-17-01
email: ds14_grd@mail.52gov.ru
адрес: 606500,
г. Городец, Нижегородская обл.,
пл. Пролетарская 22
Руководитель:
Добронравова Елена Леонидовна
тел: 8(83161) 9-17-01
email: ds14_grd@mail.52gov.ru
адрес: 606500,
г. Городец, Нижегородская обл.,
пл. Пролетарская 22
Руководитель:
Добронравова Елена Леонидовна
Цель: формирование представлений о лекарственных растениях, их свойствах и ценности для здоровья.
формировать представления о:
- лекарственных растениях, их роли в жизни человека,
- потребности лекарственных растений в свете, влаге и тепле.
- стадиях роста и развития растений: семена, росток, стебель, листья, появление цветов, плодов (семян),
- строении лекарственных растений: корень, стебель, листья, цветы, семена.
Формировать умения:
- различать и называть лекарственные растения,
- осуществлять элементарный уход за растениями: полив, рыхление, прополка, посев, посадка (под руководством педагога).
- соотносить состояние растений с сезонными изменениями в природе,
- определять разные состояния почвы (рыхлая, твердая, сухая, влажная),
- по виду растений определять недостаток условий и подбирать соответствующие способы ухода,
- описывать цветочное растение по плану, по образцу.
Воспитывать:
- ответственность за состояние растений ближайшего окружения,
- стремление активно участвовать в охране природы.
Младший дошкольный возраст
НАБЛЮДЕНИЯ
-Минутка любования фитогрядкой.
-Знакомство с внешним видом лекарственных растений (рассматривание растений на фитогрядке).
-Обследование мелиссы, мяты, подорожника (потрогать листок, понюхать).
- Наблюдение «Чем похожи цветы и бабочки?».
-Наблюдения за растениями на станции (стадия роста, цветения и образования семян).
-Наблюдение за прополкой сорняков, рыхлением земли воспитателем.
Общение
- Беседы «Лекарственные растения», «Для чего нам нужны лекарственные растения», «Как цветы растут, дышат, питаются, «Как ухаживать за растениями Фитогрядки»,
- Рассказ педагога «Как растения нам помогают лечиться».
- Решение проблемных ситуаций: «Почему летает рядом с цветком пчелка?», «Если бы не было цветов…»
Вопросы к детям
Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?
- Где в природе растут лекарственные травы?
-Как называется растение, которое мы рассмотрели?
- Из каких частей состоит это растение?
- Как называются травы, которыми можно лечиться?
- Что надо делать, чтобы растения хорошо росли на фитогрядке?
- Как надо заботиться о растениях?
- Что можно приготовить из лекарственных трав? Ч (Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло)
- Кто кроме людей может лечиться растениями?
Что рассказать детям
*Это не простые растения – они могут лечить, поэтому их называют лекарственными растениями.
Издавна люди заметили, что домашние животные, когда заболевают, уходят, чтобы найти какую – то травку, съев которую они выздоравливают. И человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из трав.
*Знаете ли вы, чем хорошо лечить царапины и разбитые коленки? Зеленым бинтом, который называется подорожник. Лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем приложить к ране.
* Если заболело горло, то лучший доктор – отвар из луговой лекарственной ромашки. Еще ее называют аптечной ромашкой. Ромашка поможет больному животику, при зубной боли, для промывания глаз.»
* Самая лучшая аптека-это Природа! Но необходимо знать, что лекарственные растения собирают только взрослые, а дети могут только помочь.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Высокий-низкий», «Для чего они нужны», «Четвертый лишний», «Назови цвет растений», «Найди, что назову».
- Игровое упражнение «Найти отгадку на мою загадку»
Физкультминутка
«Цветы»
Ранним утром на лугу /Бег на месте с высоким поднимание ног/
По сырой траве бегу,
Соберу цветы друзьям /Присесть, изобразить сбор цветов/
И по одному раздам:
Роме – ромашку, Алле – фиалку, /Изобразить раздачу цветов/
Васе – василек, синенький цветок,
Колокольчик – Коленьке,
Одуванчик - Поленьке,
Он растет в широком поле,
Подарю подарок Поле.
«Одуванчик»
Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на
поляне растут (дети встают)
Ветер налетел, стал дуть на одуванчик, (дети раскачивают поднятыми вверх
руками)
Ветер подул еще сильнее, (дети разбегаются в разные стороны на носочках)
Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лёгкие парашутики (дети
приседают)
Там, где упали парашутики, снова будут расти одуванчики (дети встают)
«Цветы на лугу»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.(потягивания — руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.(потягивания — руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда.(дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.(наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Загадки
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
(Крапива)
Рос шар бел, дунул ветер –
Шар улетел.
(Одуванчик)
Стоят сестрички –
Желтый глазок,
Белые реснички.
(Ромашка)
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)
Стихи
Все травы – лекари - душица,
И зверобой, и медуница,
И земляника, и черника,
И брусника с голубикой.
Чистотел, полынь, калина,
Лен, календула, крапива.
Травы, где найти такие,
Знают жители лесные.
***
На лугах, полях растёт
Цветом розовым цветёт,
Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай!
Что за травка? - иван-чай.
***
Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это мята
***
Что за странные цветки
Под названьем Ноготки?
Так похожи на ромашки –
Все в оранжевых рубашках.
***
На полянке невзначай
раскраснелся иван-чай:
«Мой пурпурный цвет, друзья,
обойти никак нельзя!..»
Всем он кланялся любезно:
«Чай душистый пить полезно!»
***
Подорожник у дороги –
Листики да лопушки.
Применяй меня от боли,
Зажили раны чтоб твои! »
***
«Я – ромашка – красота.
По мне гадает детвора.
Но и в другом полезна я:
Простуда если у тебя,
То завари ромашку в кружке
(Я через час уже готова).
Рекомендуй меня подружке –
И обе будете здоровы».
Элементарная трудовая деятельность
- Полив растений на фитогрядке (совместно с воспитателем), сбор мелкого мусора на станции.
Старший дошкольный возраст
Наблюдения
-Минутка любования растениями Фитогрядки.
-Наблюдение за изменениями в росте и развитии растений (появление цветов, семян)
-Сравнение мелиссы и мяты, календулы и чистотела
-Поисковая деятельность «Ищем на территории детского сада полезные растения».
Общение
-Беседы: «Зеленая аптека», «Чудо-помощники»,
- «Для чего растениям корешки», «Зачем растениям семена?».
-«Как растения растут, дышат, питаются», «Как ухаживать за растениями Фитогрядки»,
--Решение проблемных ситуаций «Что случится, если исчезнут все цветы на земле?»
Вопросы к детям:
- Как называются растения, которые растут на фитоогороде?
- Почему эти растения называются лекарственными?
- Где в природе растут лекарственные травы?
- Что вы знаете о лекарственных травах? (можно спросить о каждом растении)
- Как называется растение, которое мы рассмотрели?
- Из каких частей состоит это растение?
- Какая часть этого растения считается лечебной?
- Какие еще лекарственные травы растут на фитоогороде?
- Какие еще лекарственные растения вы знаете?
- Почему подорожник так называется?
- Чем отличается подорожник от ромашки? (можно другие растения)
- Давайте вспомним, какие растения растут на нашем фитоогороде?
- Как называются травы, которыми можно лечиться?
- Какими лечебными свойствами обладают лекарственные травы? (можно спросить о каждом растении)
- Какие части растений считаются целебными? (можно спросить о каждом растении)
- Чем отличаются (похожи) лекарственные травы от других растений?
- На каких местах лучше растут лекарственные растения? (можно спросить о каждом)
- Что надо делать, чтобы растения хорошо росли на фитоогороде?
- Как надо заботиться о растениях?
- Что можно приготовить из лекарственных трав?
- Когда запасают лекарственные растения?
- Где нельзя собирать растения?
- Какие существуют правила поведения при сборе лекарственных трав?
- Как хранят собранные лекарственные растения?
- Можно ли самим собирать лекарственные травы?
- Как называется человек, который знает все о лекарственных травах, собирает их и делает из них лекарства?
- Какие опасные растения вы знаете?
- Кто кроме людей может лечиться растениями?
- Что вы можете рассказать об этом растении?
- Как приготовить чай из лекарственных растений?
- Назовите лекарственные растения, занесенные в «Красную книгу?»
- Какое растение используют для лечения горла (можно называть разные заболевания)?
- Что за растение называют «зеленым бинтом»?
- Как еще называют календулу?
- В какую погоду собирают лекарственные травы?
- Когда собирают цветки (корень) лекарственных растений?
ЧТО РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ:
* Много лет люди копили и передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений. Сейчас же можно купить готовую книгу или справочник лекарственных растений, где подробно написано, как можно использовать лекарственное растение и где его можно собрать, чем оно полезно и как выглядит. Еще такая книга называется травник. Но важно знать: нужно посоветоваться с врачом, прежде чем применять лекарственное растение.
* Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.
* Ландыш – очень ценное растение. Его капли применяют при болезнях сердца. Ландыш занесен в Красную книгу.
* Мяту добавляют в чай. Настойки мяты обладают болеутоляющими и успокаивающими свойствами. Мята – это настоящая кладезь лечебных свойств. Обладая приятным ароматом, охлаждающими вкусовыми качествами и многочисленными лечебными свойствами, мята является одним из самых универсальных растений в царстве трав. Название «мята» происходит от греческого слова «мент», прохлада. Прохладная трава способна освежать воздух, полость рта, улучшает пищеварение.
* Цветы календулы можно легко узнать среди других цветов. Они отличаются яркой расцветкой. Словно маленькие солнышки горят на зеленой лужайке желто-оранжевые кустики ноготков-так в народе называют календулу.
Название календула получила в связи с необычным поведением, еще в древнем Риме люди заметили, что цветки растения поворачиваются за солнцем, а вечером цветы закрываются. Растение как часы напоминало о начале дня и ночи. Так и произошло название «календуле», что в переводе с греческого обозначает первый день месяца. Отвар из календулы поможет справится с микробами и снять воспаление. Лекарства из календулы применяют для полоскания горла при ангине и стоматите. Календула прекрасное средство при кашле, еще ее используют при ожогах, ушибах.
*Мать – и – мачеха помогает при кашле, применяют для улучшения зрения. У этого растения полезны и цветки, и листья.
* Из целебных трав можно приготовить вкусный салат. Вот, например из одуванчика. Это тоже лекарственное растение, улучшает состояние организма. Листья одуванчика выдержать в подсоленной воде 30 мин., затем измельчить. Нарезанные петрушку и зеленый лук соединить с одуванчиками, заправить маслом, солью, уксусом, перемешать, украсить варенным яйцом.
* О каком растении говорят, что он жжет? Правильно, о крапиве. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными витаминами. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробов, также она хорошо останавливает кровь. Для этого надо взять крапиву, растолочь ее и приложить к ранке. А еще отвар из крапивы укрепляет волосы. Также из нее делают бумагу, веревки и мешковину. Вспомните сказку Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди»: именно из крапивы пришлось сестрице взять рубашки для братьев, чтобы спасти их от чар колдуньи.
Но почему все – таки крапива обжигает? На листья и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок – как игла крошечного шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронуться – получай уколы. Но пройдет немного времени, и вы перестанете чувствовать жжение.
*- Правила сбора лекарственных растений:
1. Лекарственные растения может собирать только взрослый человек, который хорошо знает травы.
2. Дети не могут самостоятельно собирать лекарственные травы, потому что могут спутать полезные травы и ядовитые.
3. Травы собираются рано утром, в ясную сухую погоду, чтобы на них не было росы.
4.Нельзя рвать много растений. Запрещается сбор лекарственных растений, занесенных в Красную книгу.
5.Нельзя собирать лекарственные растения вблизи автомобильных дорог, в городе, рядом с железной дорогой.
6Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались.
7.При сборе цветов часть из них оставляют на растении. Зачем?
8.Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.
9.После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.
10. Просушиваются травы в тени и под навесом, чтобы не намочил дождь.
Если не соблюдать все эти правила, то можно остаться без растений.
Игровая деятельность
-Дидактические игры: «Узнай целебную траву», «Узнай по описанию», «Что сначала – что потом?»
-Развивающая игра «Расскажи о растении».
-Викторина «Знатоки лечебных трав».
«Найти отгадку на мою загадку» (изображение лекарственного растения).
«Цепочка слов» (назвать по очереди одно из лекарственных растений).
«Узнать по запаху» (в коробочках с отверстиями приготовлены растения, узнай по запаху и назови его).
«Салат или чай» воспитатель называет полезные растения, а дети говорят салат , если назвали травы, из которых готовят салат, или слово «чай», если назвали травы, из которых заваривают чай.
«Расскажи, а я отгадаю» (один ребенок рассказывает об одном из лекарственных растений, а второй отгадывает и называет его).
«Что, где растет?» (назвать лекарственные растения, которые растут в поле, лесу, лугу, огороде и т.д.)
«Сочини сказку» (ребенок сочиняет сказку про лекарственное растение по предложенному образцу или сам).
«Вспоминай и быстро называй» (кто больше назовет лекарственных растений)
физкультминутка
«Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
На пенечек все присели. (Дети садятся.)
«Цветы»
Наши алые цветки распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит,лепестки колышит. (качание руками воево-вправо)
Наши алые цветки закрывают лепестки. (присели, спрятались)
Головой качают - бабочек встречают. (движения головой влево-вправо
Элементарная трудовая деятельность
- Уход за цветочными растениями: полив, прополка, посев, посадка, опрыскивание.
- Сбор лекарственных растений для засушивания.
Загадки о лекарственных растениях:
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах... (Мяты)
4. Что растет у водоемов,
Лес приятно освежает,
А душистым ароматом
Нервы людям сберегает?
При ушибах, растяжениях
Боль снижает постепенно,
А ещё в кулинарии
Применяется почтенно…
Кто ответит мне ребята,
Как зовется травка? (Мяты)
5. Пасечники знают точно,
Как пчёл можно пригласить
В новый улей! Очень просто:
Лишь травы настой разлить!.. (Мелиса)
6. Люди с древности глубокой,
Чтят лимонную траву.
И лелеют возле окон,
В огородах и в саду.
Быть в хорошем настроенье
Помогает нам трава:
Для здоровья, вдохновенья
Сила в ней заключена! (Мелиса)
7. Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула)
8. Я совсем не царапучий,
И не жгучий, не колючий,
На ромашку я похож,
Только желтый, ну и что ж?
Вот когда я отцвету -
Ноготками обрасту. (Календула)
9. На лугу найдешь весной
Лист волнистый, вырезной,
И портнихе не позор.
Взять к манжетам тот узор. (Манжетка)
10. На травянистом луговом столе -
Изящна как зелёная салфетка,
Вся в жемчугах, туманном серебре,
Дрожит слезой красавица (Манжетка)
11.У жёлтенького солнышка
Лучи не горячи,
У жёлтенького солнышка
Белые лучи. (Ромашка)
12. Называют её белой,
полевой, лечебной,
От болезней и простуд
силою волшебной.
Знает лечащий цветок
Даже Чебурашка,
Ведь приносит пользу всем..
Белая…(Ромашка)
13.На лугах, полях растёт
Цветом розовым цветёт,
Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай!
Что за травка? (Иван-чай)
14.Чьи высокие макушки
Розовеют на опушке?
Лето красное встречай!
Расцветает... (Иван-чай)
Стихи о лекарственных растениях:
- Лечит мята невралгию,
А свекла - гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей - зубную боль,
- Клюква вылечит цистит,
Редька - кашель и бронхит,
Головную боль - калина,
А простуду - чай с малиной.
- Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки - тертым хреном.
- Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой
*****
Деревенский подорожник,
Скромный, маленький листок.
Жить вполне комфортно может
Возле тропок и дорог.
Мнут его колёса, ноги,
Топчут в грязь гурты скота,
Но живёт он при дороге,
Жизнь там для него - мечта!
В детстве сельские мальчишки
Подорожнику друзья,
Лечат ссадины и шишки,
Без него никак нельзя.
Повредит мальчонка ножку,
(бегали все босиком).
Не звонили в неотложку,
Закрывали кровь листком.
Пусть листок немного пыльный,
Это вовсе не беда.
Помогал, как бинт стерильный,
Как из мест святых вода.
*****
Привычный, часто пыльный, подорожник.
Природа, что взыскательный художник,
Как фон его рисует по бокам дорог.
На фоне этом каждый видеть мог
Соцветие на тонкой длинной ножке,
(И редкие на нем бывают мошки).
Свечою кажется изящный стан,
Окрашен как девичий сарафан,
Бывает белый, розовый, сирени цвет,
Из скромности и нежности букет.
*****
Вот КАЛЕНДУЛЫ цветки,
В народе просто «НОГОТКИ».
Если их в стакан сложить,
Кипятком простым залить,
И немного настоять –
Можно горло полоскать.
Ноготки должны помочь –
Уходи ангина прочь!
*****
Неприхотливые цветочки ноготки,
Их по-научному календулой зовут.
Дар исцеления имеют лепестки.
Чем больше обрываешь их, тем дружней цветут.
Настойка из календулы от боли головной,
И, если вы не знаете, от сердца помогает,
Желудочную язву их исцелит настой,
И даже в онкологии он силу применяет.
Вазелин с календулой смешайте хорошенько,
И мазь ту примените при пролежнях и ранах.
Собравши лепесточки во время их цветения,
Их силу исцеления используй постоянно.
А заболели зубы иль ротовая полость —
Настойку разведите и полощите чаще.
Простой на вид цветочек, а свойств целебных — повесть,
Пусть будет он лекарством всегда моим и вашим!
*****
Дышит зеленью земля,
О траве идёт молва,
Силы придаёт уму,
Сердцу дарит теплоту.
Выпьешь чай, в одно мгновенье,
Сил добавит и смиренья,
Нервам даст успокоенье,
И улучшит настроенье.
Коли ноги промочили,
И простуду прихватили,
Мята разберётся вмиг,
И здоровым станет лик.
Жизни свет вам принесёт,
И от недугов спасёт…..
Многолетняя трава,
Мята, каждому нужна.
*****
Неприхотливое, обычное растенье.
Лилово-розоватый нежный цвет,
И ароматы - до головокружений!
Полезней мяты трав, наверно, нет.
Растёт в сырых лесах, у водоёмов,
В садах, лугах, а также в поймах рек.
С травою этой с древности знакомый,
И знает примененье человек.
Когда-то в древности, историк римский Плиний,
Носил венок на голове из трав,
Считалось: мяты аромат поднимет
Работу мозга. Был историк прав.
****
Маленькое солнце на моей ладошке,
Белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком желтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
Зацвели ромашки – наступило лето.
Из ромашек белых вяжутся букеты.
В глиняном кувшине, в банке или чашке
Весело теснятся крупные ромашки.
Наши мастерицы принялись за дело
Всем венки плетутся из ромашек белых.
И козленку Тимке и телушке Машке
Нравятся большие, вкусные ромашки.
*****
Жёлтая рубашка,
Юбочка бела, —
Расскажи, ромашка,
Где же ты росла? —
Выросла я в поле,
Где цветов — не счесть.
Хорошо на воле,
А теперь я здесь.
Стол накрыт салфеткой,
Вазочка с водой,
Небольшой букетик
Из ромашек мой.
*****
Есть в поле и в саду трава такая,
Сама она неприхотливая,
По виду на сорняк похожа
И называется мелисса.
На протяжении двух тысяч лет,
Мелисса, верно, служит медицине,
Теперь ни у кого сомнений нет,
О популярности её в народе.
Давно ещё мелиссу Авицена,
Усладой сердца называл,
Её он часто предлагал,
Во многих случаях она полезна.
Мелисса человека успокаивает,
Налаживает всем пищеварение,
Артериальное давление снижает,
Ещё используется как снотворное.
При гриппе чай с мелиссой пьют
И при ангине принимают,
Мелисса и для сердца хороша,
Нормализует ритм, поёт душа!
*****
Разносит ветерок весенний
Лимонный аромат растений
По балкам и опушкам леса
Весна, весна на белом свете!
Цветут сады, резвятся дети…
Им после зимнего ненастья
И лучик солнца дарит счастье.
В лесу пестрит от первоцветов,
Земля уже теплом согрета,
Цветут тюльпаны и нарциссы,
Взошла душистая мелисса…
*****
Его кипреем называют,
А в народе — иван-чаем,
Всюду он произрастает,
А о пользе — мало знаем.
Из него ты приготовить
Можешь первое, второе.
Опухоль приостановит,
Даже — вылечит, порою.
Для желудочного тракта
Чай — полезное лекарство,
Ну а, если у вас травма,
Лист залечит ее классно.
Голова чтоб не болела,
Чтоб спалося вам спокойно —
Пейте нА ночь чай кипрея,
Лекарь иван-чай — достойный!
*****
Как много на земле растений разных!
Их даже невозможно сосчитать,
Но все они живут здесь не напрасно
И этот факт нельзя не признавать.
Одни нам дарят пищу, а другие
Наш согревают кров, дают тепло,
А много тех, кто нам здоровье дарит
И с ними нам отдельно повезло.
Да, вот обыкновенная манжетка,
В народе – «приворотная трава»,
«Росянка», «шапошник», «медвежья лапа» -
Фантазия народная жива!
Растёт она в России повсеместно,
За исключеньем южных областей.
В полях, лугах и по лесным опушкам
Свободно можно повстречаться с ней.
*****
Оторвался манжет на рубашке
На прогулке, в душистом лугу.
Улыбнулись смешливые кашки
Поищи - ка манжетку в саду.
Приложи закруглённый листочек
(Он разрезан на самом краю),
В ярко - сложенный в складку звоночек -
Он украсит рубашку твою.
Как придумала мудро природа :
Выручалочка здесь и сейчас.
Украшенье в любую погоду
И улыбка на уровне глаз.
Мультфильм «Сказка про лекарственные растения»