тел: 8(83161) 9-17-01
email: ds14_grd@mail.52gov.ru
адрес: 606502,
г. Городец, Нижегородская обл.,
пл. Пролетарская 22
Руководитель:
Добронравова Елена Леонидовна
тел: 8(83161) 9-17-01
email: ds14_grd@mail.52gov.ru
адрес: 606502,
г. Городец, Нижегородская обл.,
пл. Пролетарская 22
Руководитель:
Добронравова Елена Леонидовна
Цель: создание условий для наблюдения за изменениями погоды, определения, анализа и составление прогноза погоды, с использованием специальных приборов
Задачи:
1.Организовать работу на метеостанции для систематических наблюдений за погодой.
2.Формировать представление детей о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.
3. Формировать представления о четырех частях света.
4. Познакомить детей с приборами – помощниками для элементарного прогнозирования погоды.
5. Познакомить с профессией метеоролога.
Рекомендации по работе с детьми
Младший дошкольный возраст
Наблюдения:
- Знакомство с метеоплощадкой , рассматривание оборудования
-Наблюдение за ветром (султанчики, вертушка, ветряной рукав, флюгер)
Знакомство с термометром. Объекты неживой природы (воздух, вода,) имеют свою температуру, как и человек.
-Знакомство с компасом(.солнце и части света имеют взаимосвязь, т.к. солнце всегда встает на востоке и заходит на западе. Проверить это по компасу.)
-Что таке осадки? Знакомство с дождемером
- Наблюдение за формой и движением облаков.
Наблюдение: «Ветер и ленты».
В безветренном месте воспитатель раздаёт детям ленты. Предлагает посмотреть на них. Шевелятся ли они?
Давайте поиграем лентами, подуем на них, покачаем (делает различные движения). Это мы шевелим лентами.
Воспитатель предлагает выйти на площадку и тихо постоять, обращает внимание на ленты.
Что шевелит ленты? Верно, это ветер.
Воспитатель вместе с детьми читает отрывок «Ветер, ветер, ты могуч»:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Ветер – это движение воздуха. Ветер может быть сильным или слабым
Общение
- Что такое погода?
--Что, по-вашему, значит «хорошая погода» или « плохая погода»?
- Скажите мне, пожалуйста, какая сегодня погода?
- Посмотрите вокруг, как мы можем увидеть ветер? ветер вращает вертушки, наполняет ветроуказатель, качает деревья и траву, срывает и кружит листочки
-Показ и рассказ об оборудовании метеостанции
Мы находимся на детской метеостанции, где расположены приборы, с помощью которых можно определить погоду. (Показать и рассказать кратко, как действует).
1. Флюгер - это прибор для определения направления ветра.
2. Ветродуй – для определения силы ветра.
3. Осадкомер, или дождемер - применяется для измерения жидких и твердых осадков (снег и дождевая вода).
4. Солнечные часы.
5. Стенд для зарисовки погоды.
ЗАГАДКИ
Кто живёт на небе чистом,
Называется лучистым?
Греет, светит, глазки «слепит»,
Его очень любят дети. (Солнышко)
По полю рыщет, поёт да свищет,
Деревья ломает, к земле приклоняет. (Ветер)
Снова туча набежала,
Очень сыро, мокро стало.
Яркий зонтик раскрываем
От него себя спасаем! (Дождь)
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облако)
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
(Радуга)
ИГРЫ:
Речевая игра «Ветер-ветерок!
- Ветерок поёт песенку (ш-ш-ш). «Дует сильный ветер» (дети произнося звук «ш» громко)
Ветер
Дует ветер нам в лицо,(машут на себя)
Закачалось деревцо,(руки вверх, покачиваютиз стороны в сторону)
Ветерок всё тише, тише,(приседают)
Деревцо всё выше, выше.(встают, поднимаютс на носочки)
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Капал дождик на ладошку
Кап-кап, кап-кап
(Дети хлопают в ладоши в ритме)
Я ловил малютку крошку.
Кап-кап, кап-кап
(Пальчиками стучат по ладошке)
Дождик вдруг пошел сильней
Побежали в дом скорей!
(Соединяют ладони над головой)
Пальчиковая гимнастика:
Солнышко
Солнышко проснулось
(Сжимают ладошку в кулачок.)
Сладко потянулось.
(Поднимают кулачок вверх.)
Лучикам пора вставать
(Разжимают по одному пальчику)
Раз, два, три, четыре, пять.
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети, (сжимают и разжимают пальцы)
Руки, руки потирают (потирают руки )
Руки тихо согревают (складывают руки лодочкой и дуют в них)
Не замерзнут руки-крошки –
Мы похлопаем в ладоши (хлопают в ладоши)
Вот как хлопать мы умеем, (хлопают в ладоши)
Вот как руки мы согреем (показывают руки)
Подвижные игры:
"Солнышко и дождик",
Дети встают по кругу.
«Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку». Идут по кругу.
«Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку». Хлопают стоя на месте.
«Топ-топ-топ-топ!
Топ-топ-топ-топ!» Ритмично притопывают на месте.
«Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Хлоп-хлоп-хлоп!» Ритмично хлопают в ладоши.
На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Воспитатель говорит «Солнышко светит», Игра повторяется.
"Листочки и ветер"
Ход игры: По сигналу «Ветер!» - дети бегают по площадке в разных направлениях, помахивая листочками («ветер кружит в воздухе осенние листья»). По сигналу «Нет ветра!» - приседают («листья упали на землю») (1,5-2 мин). Бегать, не наталкиваясь, уступать дорогу друг другу; действовать по сигналу.
Что рассказать детям:
*Чтобы узнать, ясная или пасмурная сегодня будет погода, сначала надо, посмотреть на небо. Если светит солнышко, (показать изображение солнышко) и нет туч, такая погода называется ясной, безоблачной. Но если на небе есть облака, которые то закрывают солнышко, (показать изображение ), то открывают, это называется переменная облачность. А если небо затянуто тучами (показать картинку), идет дождь, то такая погода называется пасмурной.
У синоптиков есть специальные значки, обозначающие разную погоду. Хотите с ними познакомиться? Для этого мы подойдем к специальной доске (показать и назвать значки, обозначающие ясную, облачную или пасмурную погоду).
* облака бывают разные: кучевые, как барашки (показать), слоистые (показать), как пирог, перистые (показать), как пёрышки и дождевые (показать).
*Ветер бывает разный: слабый и сильный .Штиль – это отсутствие ветра. Рукав спокоен. Слабый ветер, когда колышутся листочки (показать), и рукав начинает шевелиться. Ураганный ветер, это когда лес шумит, качаются деревья. Они даже могут сломаться. Рукав сильно надувается и развевается.
*С помощью флюгера мы узнаём, в каком направлении дует ветер.Посмотрите на буквы – (С, Ю, В, З), они означают стороны горизонта: Север, Юг, Восток и Запад. Если ветер дует с севера, то флюгер поворачивается в противоположную сторону, на юг, а если с юга, то на север.
Чтобы узнать, сколько выпало дождя на землю, мы обратимся к специальному прибору, который называется дождемер (показать). Сегодня дождемер пуст, значит дождя не было. а после дождя можно посмотреть и узнать какой он был сильный или слабый, сколько воды накопилось много или мало.
Старший дошкольный возраст.
Наблюдения
-наблюдение за состоянием погоды, сезонными изменениями погоды, сравнение погоды в утренние часы и вечерние часы
-наблюде за небом и облачностью;
-наблюдение за ветром, его силой;
- снятие показаний с приборов ,
-определение времени по солнцу;
-измерение осадков,-измерение снегового покрова зимой
-определение температуры воздуха в тени и на солнце
-определение направления и силы ветра
-наблюдение за растениями -барометрами,
-природный гигрометр- шишки (закрытые – сыро, открытые – сухо)
опыты и эксперименты на метоплощадке методика проведения
Общение
Беседа «Влияние солнца на образ жизни людей и животных».
Беседа "солнечные часы"
Беседа "Виды облаков"
"беседа "Как работает компас"
Беседа "Путешествие капельки"
-беседа "Кто такие метеорологи?"
Беседа "Специальные знаки для обозначения погоды"
Беседа"Растения и животные-предсказатели погоды"
Примерные вопросы к детям:
- А что такое погода? (то, что сейчас происходит на улице: идёт дождь, светит солнце, тепло, холодно…)
С помощью чего мы с вами можем предсказать погоду?
Для чего нужен термометр?
Почему на солнечной стороне температура выше, чем в тени?
Сегодня на улице ветреная погода? Как мы с вами это обнаружили?
Ребята, как вы думаете, влияет ли ветер на жизнь человека, животных и растений? Как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений и т.д.)
Влияет ли деятельность человека на ветер?
Для чего нужен дождемер?(Чтобы узнать, сколько выпало дождя на землю)
Как растения и животные могут помочь предсказать погоду?
Загадки
1. Это важный показатель,
Градусник - ее приятель.
Если жарко - высока,
А в мороз она низка. (Температура)
2.Он на лужах, посмотри,
Выдувает пузыри.
Хочет, чтобы я и ты
Не забыли про зонты. (Дождь)
3. Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)
4.По полю рыщет,
поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)
5.Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости незнаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ... (Солнце)
6.Невидимка озорной:
Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит
И куда-то все спешит. (Ветер)
7.Без рук, без ног,
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
8. И в жару, и в мороз за окном стеклянный нос,
чтоб в любое время года, знали мы, что за погода. (термометр)
9. Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый -
Кружевной и синий-синий!
(небо)
ИГРЫ
Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?»
Цель: упражнять в подборе прилагательных.
Ход игры: воспитатель задает вопрос «Ветер весной (летом, осенью, зимой,) какой?»
Ребята должны ответить (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, прохладный, свежий, холодный, теплый, влажный, утренний, весенний, встречный , ураганный, ледяной, попутный, северный, южный, западный, восточный, осенний ит.д)
"Что ветер умеет делать?" (Подбор разных глаголов)
Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т.д.
физкультминутка "Ветер"
Осторожно ветер
Из калитки вышел, (Дети тихо крадутся)
Постучал в окошко, (Дети стучат)
Пробежал по крыше, (Дети бегут)
Поиграл немного
Ветками черемух, (Дети машут руками)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых. (Дети грозят пальцем)
И, расправив бодро
Молодые крылья, (Дети выпрямили руки)
Полетел куда-то
В перегонку с пылью. (Дети бегут по кругу)
игра "Действуй по погоде"
- Это творческая игра включает в себя звуки, издаваемые с помощью рук и ног.
- Поиграйте в нее с детьми всего однажды, и они будут просить вас проводить с ними этуигру снова и снова.
- Скандируйте вместе с детьми :
Дождик, дождик, погоди,
К нам в другой день приходи,
Мы все поиграть хотим,
- Затем выполняйте по порядку следующие действия :
Изображайте, как тихо падают первые капли дождя, - щелкайте пальцами
Изображайте более громкие и частые капли – щелкайте пальцами громче и быстрее
Изображайте очень шумные удары тяжелых капель ливня – хлопайте ладонями по бедрам
Изображайте гром – топайте ногами
Изображайте молнию – резко хлопайте в ладоши
Изображайте очень шумные удары тяжелых капель ливня – смотрите выше
Изображайте довольно громкие и частые капли – смотрите выше
Изображайте, как тихо падают последние капли дождя, - смотрите выше
- Повторите скандирование вышеуказанного текста, но только очень тихим голосом.
Подвижная игра «Кораблики и ветер»
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, развивать ловкость.
Ход игры: дети подражают парусным корабликам, «плавают», выгнув спинки и разведя руки в стороны. Педагог изображает ветер: сильный ветер, слабый ветер. При сильном ветре кораблики бегут быстро-быстро – ветер надул их паруса. Ветер ослабевает, кораблики плывут медленнее. Затем ветер совсем исчезает, перестает надувать паруса, подгонять кораблики и они останавливаются. Игра повторяется несколько раз.
Прогулка в разную погоду.
- Используйте следующее стихотворение для развития у детей запаса слов о погоде.
Когда я сегодня из дома шагал,
То столкнулся с дождем.
Ну, и что я сказал?
(льет как из ведра)
Когда я сегодня из дома шагал,
То столкнулся с жарой.
Ну, и что я сказал?
(теплынь, словно в Африке)
- Продолжайте рассказывать это стихотворение, включая в него метель, снег , ветер или любое другое погодное явление.
Творческая игра "Дождик"
Дождик по зеленой травке
Шлепает уже полдня,
Льет на крыши, на деревья,
Но ни капли на меня.
-Позвольте детям назвать три вещи, на которые льет дождь, например тротуар, котенок и окна .
-Повторите указанное стихотворение, видоизменив его и вставив вместо травки, крыш и деревьев эти три вещи.
Дождик бьет по тротуару,
Шлепает уже полдня,
Льется на окна, на котенка,
Но ни капли на меня.
-Не трогайте при этом вторую и четвертую строки, чтобы сохранялась рифма и стишок всегда заканчивался словами: «Но ни капли на меня».
-Эта игра может стать достаточно веселой.
Подвижная игра «Семена и ветер».
Воспитатель: Раз, два, три, мы покружились и в крылатки превратились. Подул сильный ветер – крылатки полетели.
Дети по сигналу «ветер» бегают по площадке, по сигналу «ветер стих» кружатся и приседают. Игра повторяется 2-3 раз
Подвижная игра "Капельки"
Под легкую музыку, напоминающую звуки дождя, дети прыгают, бегают.
Мама-Тучка подсказывает, что им делать.
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку).Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большое озеро (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в озере, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело (дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх).Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.
Какой ветер…
• Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру.
• Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав.
• Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят.
• Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав.
• Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав.
• Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав.
• Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.
*Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашеннойжидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль - граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 00. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз- градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов.Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5.0, а пять градусов холода так: - 5.0.
*Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части - флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений посторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.
Предвидя дождь, некоторые растения начинают закрывать свои цветки и менять их положение, чтобы предохранить от попадания на них влаги.
Растения «предсказатели погоды»
Примеров связанных с погодой, много, нужно всего лишь внимательно наблюдать за «живыми барометрами» и никакие перемены погоды вам не страшны
Сосновая шишка -один из наиболее надежных предсказателей погоды . При сухой ясной погоде чешуйки шиши раскрываются.А когда воздух влажный, чешуйки поглощают влагу и пластинкиприближаясь друг к другу плотно закрываются.
СТИХИ
Расскажи нам, флюгерок, где летает ветерок?
На железной ножке повертись немножко.
***
Наклоняется трава.
Шелестит весь день листва.
И деревья сами
Двигают ветвями.
Наш цветной воздушный змей
Стал проворней, веселей –
Он летит и скачет –
Что всё это значит?
Знают взрослые и дети:
Это значит – нынче ветер! Л. Стефанович
***
У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать.
Дождь ли снег, в любое время года
Надо благодарно принимать.
***
Барабанщик лупит : «стук» да «стук»,
Значит, летний дождик хлынул вдруг.
Барабанщик тише «щлеп» да «шлеп»,
Значит, скоро солнце скажет ему «стоп».
Алый закат или серость рассвета –
Это хорошей погоды примета.
Серый закат или алый рассвет-
Это нам дождик шлет свой привет.
Народные приметы:
Дым к верху поднимается — значит, мороз ожидается.
Дым стелется по земле — будет тепло на дворе.
Красный закат – летом к ветреной погоде, зимой – к морозу.
Перед стихией становится тихо.
Солнце село в облаках – жди дождя.
Сильная роса на траве – дождя не будет
Ясная луна – к хорошей погоде.
Зимой яркие звезды – к морозу.
Облака быстро плывут – к ветру.