тел: 8(83161) 9-17-01
email: ds14_grd@mail.52gov.ru
адрес: 606500,
г. Городец, Нижегородская обл.,
пл. Пролетарская 22
Руководитель:
Добронравова Елена Леонидовна
тел: 8(83161) 9-17-01
email: ds14_grd@mail.52gov.ru
адрес: 606500,
г. Городец, Нижегородская обл.,
пл. Пролетарская 22
Руководитель:
Добронравова Елена Леонидовна
Цель: обогащать, систематизировать знания детей о диких животных наших лесов (внешний вид, пища, жилище, детеныши, следы животных).
Задачи :
Рекомендации по работе с детьми
Младший дошкольный возраст
Наблюдения
-рассматривание фигур лесных зверей (узнавание, называние)
- рассматривание следов лесных зверей.
Общение
*рассказывание вместе с детьми сказки "Колобок"
*беседа "Какие животные живут в лесу"
*отгадывание загадок про лесных зверей
*рассказ воспитателя о диких животных, сезонных изменениях в жизни диких животных
вопросы к детям:
Как одним словом называются животные которые живут в лесу?
Как вы думаете, в лесу живут только взрослые звери?
Как называют детенышей лисы, волка, медведя, зайца?
Есть ли у лесных зверей свои домики? как называется жилище лисы, медведя?
Чем питаются дикие животные летом? зимой?
Загадки
«Кто на ветке шишку грыз?
И бросал объедки в низ?
Кто по веткам ловко скачет?
Кто в дупле орехи прячет?»
(Белка)
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета
- На зиму, на лето.
(Заяц)
Рыжий клубок
За белым - скок.
(Лиса)
Серый, зубастый
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)
«Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос».
(Медведь)
Что рассказать детям
*Косолапый, медведь живет в лесу. Любит лазить на деревья и плавать. Питается он ягодами, грибами, кедровыми шишками, рыбой. За лето и осень он накапливает жир, а зимой он спит в берлоге.
*Заяц живет в лесу и прячется от своих врагов лисы и волка в густых кустарниках и зарослях. Но если вдруг настигнет враг, то он тут же начинает отбиваться задними лапами. Шубка его весной, летом и осенью серая, а зимой белая. Питается он травянистыми растениями, корой деревьев.
*Лиса хитрая и рыжая плутовка, живет в глубокой норе в лесу. она хищница, поэтому с удовольствием ест мышей, зайцев, в реке ловит рыбу. Но особенно любит полакомиться птицей. Поэтому частенько заглядывает в курятники.
Волк живет в лесу в логове, и похож на собаку. он хищник, гоняется за зайцами. Шерсть у него серого цвета.
Белка живет в лесу. Устраивает гнёзда в дуплах или ветках деревьев, и прекрасно лазает по веткам. Зимой шубка серая, а летом рыжая. Питается она семечками ели или сосны, орехами, желудями, ягодами, грибами. Запасая пищу на зиму делает много кладовых: если один тайник пропадёт, остальные останутся в целости.
ИГРЫ
Малоподвижная игра «Узнай и назови»
Водящий стоит в кругу, закрыв глаза. Дети идут по кругу вокруг него и говорят:
На лесной опушке собрались зверушки.
Все как на подбор водят хоровод.
Глазки открывай!
Кто мы, отгадай!
Дети изображают какого-нибудь зверя. А водящий, открыв глаза, старается угадать, какое животное изображают дети. Водящий выбирает на своё место того, кто по его мнению, лучше всех изобразил животное.
Речевая игра «Найди ошибку»
У волка – лисята
У медведя - зайчата
У лисы - медвежата
У ежа – бельчата
У белки – ежата (Дети называют правильный ответ)
Физккультминутка
" Превращаемся в лесных, зверят"
- Раз, два (присядка, руки на пояс)
- Это заячья зарядка, ушки на макушке
- А лисята как проснуться (ладошки в кулачки, потирают глаза),
- Любят потянуться (потягиваются)
- Обязательно зевнуть (имитация зевания)
- Ну и хвостиком вильнуть
- А волчата спину выгнут и тихонечко подпрыгнут
- Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,
- С зайкой вместе долго топчутся на месте.
Охотится, крадется, воет, кусается, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает.
Д/и «Что делает?»
Цель: формирование умения употреблять в речи глаголы.
Педагог называет предложение про животное, а дети добавляют нужное слово - действие и заканчиваете предложение.
Белка:
1. Рыжая белка с ветки на ветку (что делает?) - прыгает.
2. На зиму белка орехи (собирает, запасает)
3. Белка с удовольствием орешки (грызет)
Медведь:
1. Медведь вперевалочку … (идет, ходит)
2. В зимнее время медведь… (спит)
3. Медведь ульи… (ворошит, разрушает)
Волк:
1.Волк за зайцем (охотится).
2.Волчица о волчатах (заботится) и т.д.
Пальчиковая гимнастика
- Мальчик с пальчик, (четыре раза сгибать палец правой руки)
Где ты был?
- Долго по лесу бродил! (четыре раза сгибать палец левой руки)
Встретил я медведя, волка, (большой палец правой руки поочередно
Зайку, ежика в иголках. соприкасается с остальными пальцами).
Встретил белочку, синичку, (большой палец левой руки поочередно
Встретил лося и лисичку. соприкасается с остальными пальцами)
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил. (четыре пальца одновременно сгибаются – кланяются).
Физкультминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили головой они крутили
Вот так, вот так головой они крутили (повороты головы вправо- влево)
Медвежата мед искали, дружно дерево качали
Вот так, вот так, дружно дерево качали (наклоны туловища влево-вправо, руки «обнимают» дерево)
Вперевалочку ходили (имитация походки медвежат)
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны вперед)
А потом они устали и в берлоге крепко спали
Вот так, вот так и в берлоге крепко спали (изображают спящих медвежат)
Стихи:
Белка сушит сыроежки,
Лапкой с ветки рвет орешки.
Все запасы в кладовой
Пригодятся ей зимой.
***
Волк ужасно разъярен –
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.
***
- Где гостил ты, ежик?
- Был у тети елки.
- Что там делал, ежик?
- Примерял иголки.
Мне свои иголки
Подарила елка,
Чтобы не бояться
Ни лисы, ни волка.
Где живет он? В самой чаще,
Самой-самой настоящей.
Там гуляет, там и спит,
Там детей своих растит.
Любит груши, любит мед,
Сладкоежкою слывет.
А еще могу сказать,
Очень любит он поспать.
Ляжет осенью, а встанет,
Лишь когда весна настанет.
Под кустом играют в прятки
Шаловливые лисятки,
А лиса для малышей
Ловит в зарослях мышей.
Миша, мишка,
Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
- Потому что
Снег и лед
Не малина
И не мед!
Старший дошкольный возраст
Наблюдения
-рассматривание фигур лесных зверей (внешний вид, цвет шерсти, части тела, названия)
- рассматривание следов лесных зверей.
Общение
беседа "Дикие животные"
Как можно назвать этих животных одним словом?
- Почему их называют животными?
- Где живут эти животные?.
-Как вы думаете, как по-другому называются эти животные
- Чем дикие животные отличаются от домашних?
- Каких лесных зверей вы еще знаете кроме этих?
беседа " Чем питаются дикие животные?"
белка - Белки всеядные животные: любят орехи, ягоды, грибы, муравьев, их личинки. Весной питаются почками деревьев, пьют березовый сок. Иногда едят насекомых, лягушек, и даже небольших птиц. Белки делают заготовки на зиму: сушат грибы, собирают орехи. Некоторые виды белок прячут орехи в дуплах деревьев, другие - закапывают их в землю.
Заяц - травоядное животное. Летом зайцы едят сочные травы: клевер, одуванчик и др., питаются листьями, стеблями молодых деревьев, плодами. Едят грибы, но самое любимое лакомство - кора осины, для зайцев она слаще сахара. Осенью и зимой зайцы кормятся побегами и корой различных деревьев и кустарников.
Лиса - хищный зверь. Основная еда лис - насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег
у волка крепкое тело, длинные сильные ноги, и, как у всякого хищника, мощные челюсти с острыми и крепкими зубами. Питаются волки другими животными. Часто нападают на ослабленных и больных животных, поэтому их называю санитарами леса.охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком.
у бурого медведя Основная пища - ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо - полакомится яйцами, найдет улей диких пчел - поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать.
беседа "Куда ведут следы?"
Обнаружить, увидеть в лесу какое-либо животное непросто. Все они научились ловко прятаться от людей. Надо быть очень внимательным и осторожным, чтобы заметить в лесу зверей или их следы.
посмотрите, а что это такое? (Следы). А давайте назовем, кто оставил следы? Это чей след? (Волка, лисы, белки, зайца). Правильно!
Ребята, а как вы думаете, куда приведут следы лисы? (К норе)
Значит, Лиса живет где? (лиса живет в лесу, в норе)
Правильно, лиса живет в лесу в норе.
А это чьи следы и куда они приведут? (Это следы зайца и живет он в лесу под кустом или в ямке)
- Правильно заяц не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями и там сооружают себе зимовье.
А это чьи следы и куда они приведут? (Это следы белки, которая живет в лесу и приведут они к дуплу на дереве)
- Правильно, белка живет в лесу. Она находит в дереве дупло и селится там.
Куда приведут эти следы? (Это следы волка, он живет в логове)
- Правильно, волк - животное леса. Живут волки в логове.
Ребята, а как вы думаете, эти следы какого животного,? (Медведя).
- Правильно. Бурый медведь - животное леса. На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку.
Загадки
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Еж)
Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? - …(Зайка)
Уши длинные, несмелый.
То он серый, то он белый.
То бежит, а то уж скачет,
Куцый хвост от волка прячет. (заяц)
Рыжая, изящная,
Есть и черно-бурая.
Пышный хвост. Нестрашная,
С хищной всё ж натурою. (лиса)
Предок всех собак, поверь,
Этот серый хищный зверь.
Знает в овцах, козах толк
Страшный, хитрый, лютый…(волк)
Враг полёвок, птиц и белок,
Не упустит всех, кто мелок.
Цвет каштановый, лоснится.
Это шустрая… (лисица)
Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (медведь)
Он большой, но вот беда –
Лапу в рот кладет всегда. (медведь)
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белочка)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.( Лось)
Разбойник он серый, нет ему веры.
Все клыками щелк, кто же это?
Когда я голодный, меня не встречай,
Щелкну зубами и съем невзначай. (волк)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло и сбежало
Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)
Вопросы и ответы «Интересные факты»
1. У животных бывает линька весной и осенью. Что это? Ответ: Летний мех гораздо более редкий и короткий, зимний — более густой и пышный.
2. А у каких животных меняется и окраска? Ответ: У зайца- беляка, белки. У белки - летом в окраске преобладают рыжие, бурые или тёмно-бурые тона; зимой — серые и чёрные.
3. Чем защищаются животные от врагов? Ответ: Волк – клыками и когтями, Заяц быстро убегает от врагов и ещё падает на спину и бьёт противника задними лапами. Белки - бегают вниз и вверх по дереву по спирали, совершают ошеломительные прыжки на другие деревья. Ёж - колючими иголками.
4. Что помогает зайцу замечать опасность» Ответ: Большие чуткие уши.
Что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать? Ответ: Сильные и длинные задние ноги, которые длиннее передних. При прыжках следы задних ног оказываются впереди передних.
5. Кого боится заяц? Ответ: волка, лису, рысь, ястреба.
6. Разделите животных на три группы: травоядные, всеядные, хищники. Ответ: Травоядные: Зайцы, лоси, бобры. Всеядные: Белки, ежи. Хищники: Лисы, волки, медведи, рыси.
7. Кто охотится на травоядных животных? Ответ: Хищники.
8. Какая польза от хищников? Ответ: Хищники охотятся за слабыми, больными животными. Остаются в лесу здоровые и сильные не только травоядные, но и хищники.
9. Что помогает лисе отыскивать под снегом мышей? Ответ: Хороший слух и нюх.
10. Куда отправится за пропитанием лиса, когда в лесу ей станет совсем голодно? Ответ: В ближайшую деревню воровать кур и уток.
11. Как охотятся волки? Ответ: Стаями.
12. Едят ли ёжики молоко? Ответ: Нет – это миф. Молоко вредно для ежей. Организм ежей не усваивает лактозы.
13. Какие животные являются грызунами? Ответ: Белки, бурундуки, бобры, мыши, хомяки.
14. Какое разрушительное влияние на природу, в том числе на животных, оказывает человек? Ответ: Человек вырубает леса, загрязняет воздух, загрязняет водоёмы, также причиной является охота и истребление вредных, по мнению человека, животных.
ИГРЫ
Дидактическая игра "Кто где живет?"
Д/и «Какой? Какая?»
Волк (Какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…
Медведь (Какой?) - большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...
Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…
Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…
Игра «Семья»
Цель: закрепление названий диких животных, их семьей;
Самец - Медведь, самка - медведица, детеныши (потомство) - медвежата; один (детеныш) - медвежонок
Он - волк, она - волчица, потомство - волчата, детеныш - волчонок;
Он - лис, она - лисица, детеныши - лисята, один - лисёнок;
Он - заяц, она - зайчиха, детеныши - зайчата, один - зайчонок;
Он - лось, она - лосиха, детеныши - лосята, один - лосенок;
Цель: формирование умений у детей подбирать и называть слова-действия.
Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит, охотится…).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет, высматривает,…).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает…).
Заяц (что делает?)… (прыгает, прячется, грызет…).
Цель: формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей.
- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.
- Скажите, как подают голос звери?
- Что делает волк - …(воет).
- Что делает лиса - … (тявкает).
- Что делает медведь - … (ревет).
- Что делает белка - … (цокоет).
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка, заяц – зайчик, еж – ежик, лисенок – лисёночек,
Лиса – лисичка, медвежонок – медвежоночек и т.д
Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок; заяц – зайцы – много зайцев;
Медведь – медведи – много медведей; волк – волки - много волков;
Еж – ежи – много ежей; лиса – лисы – много лис.
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Нос лисы - … (лисий нос). Лапа лисы - … (лисья лапа).
Глаза лисы - … (лисьи глаза). Нора лисы - … (лисья нора).
(волк, медведь, белка).
Цель: образование слов-антонимов.
Лось – большой, а заяц - … (маленький).
Волк – сильный, а белка - … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).
Лиса – хитрая, а заяц… (глупый).
Медведь летом толстый, а волк зимой… (худой).
Цель: закрепление прилагательных в речи.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Описание: предлагаем ребенку продолжить предложение.
А) Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый);
Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая);
В) У ежа иголки, он … (колючий);
Г) Белка делает запасы, значит она какая? (запасливая);
Д) Медведь неуклюже ходит, значит, он какой? (неуклюжий).
Стихи
В сосне дупло,
В дупле – тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле?
А живет там белочка,
Белочка-карелочка,
Непоседа-егоза,
Словно бусинки, глаза.
***
Ветер дует – ель качается,
Зайка серенький печалится,
Утирает слезы:
«Вот придут морозы,
Обязательно придут,
Меня, серого, найдут,
Спросят: «Что за шутки?
Ты ж без белой шубки!»
Обещала мне зима,
Что сошьет ее сама.
Вдруг да позабудет.
Что со мною будет?..»
***
Желтых листьев целый ворох
Ветра нет, а в листьях шорох!
Это еж, почуяв осень,
На иголках их уносит.
Хорошо, что он колючий, -
Сам теперь как листьев куча!
Нужно листьями скорей
Спальню выстелить в норе.
Мчится заяц от лисы.
Хвост дрожит, дрожат усы.
Встали сосны на пути.
От погони не уйти!
Нет спасения в бору!
Прыгнул к ежику в нору…
Ночной порой в глуши лесной
Медведь к дуплу пробрался
И сладкий мед из липких сот
Уже достать собрался.
Но задрожал и зажужжал
Пчелиный рой от гнева.
- Ворюгу вон! – взлетев на трон,
Вскричала королева.
Медведь в затылке почесал
И молвил без укора:
- Ну, кто бы мог предположить,
Что я похож на вора?
й, ребята, посмотрите,
Только тише – не шумите,
Под кустом сидит лисичка –
Хитроглазая сестричка.
Рядом с нею пять лисят
Кувыркаются, пищат.
Мы не станем им мешать,
Поглядим – и в путь опять.
А лисята пусть резвятся,
Вместе с мамой веселятся.
***
Замело снежком дорогу,
Ни травинки не видать…
Мишка топает в берлогу:
Кто куда, а Мишка – спать.
Ляжет спать он в декабре,
А когда проснется –
Будет март уж на дворе,
Оттепель начнется…
АУДИОЗАПИСЬ Звуки лесных зверей