тел: 8(83161) 9-17-01
email: ds14_grd@mail.52gov.ru
адрес: 606502,
г. Городец, Нижегородская обл.,
пл. Пролетарская 22
Руководитель:
Добронравова Елена Леонидовна
тел: 8(83161) 9-17-01
email: ds14_grd@mail.52gov.ru
адрес: 606502,
г. Городец, Нижегородская обл.,
пл. Пролетарская 22
Руководитель:
Добронравова Елена Леонидовна
Цель: способствовать расширению представлений детей о насекомых, содействовать формированию бережного отношения к окружающей среде, содействовать формированию познавательной активности дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
Задачи:
- Расширять и систематизировать знания детей о характерных особенностях насекомых, местах их обитания, способах питания;
- Формировать познавательный интерес к объектам живой природы.
– Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к живой природе.
- Воспитывать стремление проявлять заботу к объектам живой природы.
Младший дошкольный возраст
Наблюдения
Рассматривание муравейника, фигурок муравьев.
Рассматривание домика для насекомых, фигурок насекомых на станции.(божья коровка, бабочка, пчелки, гусеница)
Общение
Беседа «Каких насекомых вы знаете?»
а где живут насекомые?
Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они передвигаются?
Чем питаются насекомые?
Это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?
Рассказ воспитателя по каким признакам можно определить насекомое(Их тело состоит как бы из нескольких частей, почти у всех насекомых по 6 ножек, есть крылышки и усики.)
Чем они отличаются от птиц?
Беседа «Зачем нужны насекомые?» (служат кормом для птиц, опыляют растения).
Что случится, если не будет насекомых?
Беседа Чем могут быть опасны насекомые? Как себя вести при встрече с ними?
Беседа о пчеле
- Кто сидит на цветах? (пчела)
- Как пчелы собирают пыльцу?
- Почему пчелы имеют такую яркую окраску? (они предупреждают: не подходи, ужалю!)
Беседа о божьей коровке
В травке ягодка ползет,
Имя на спине несет (божья коровка)
- Как вы считаете, легко ли птице увидеть божью коровку на зеленом листочке, на ветке.
- Почему божья коровка не боится птиц?
- Чем питается божья коровка?
Беседа о муравейнике
- Почему он так называется?
- Из чего построен муравейник?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть сосновую и еловую хвою, и попробовать определить, какую хвоинку муравью легче донести до муравейника.
- Давайте определим, с какой стороны света от дерева находится наш муравейник.
Беседа о кузнечике
- Кого вы увидели на поляне? (кузнечика)
- Вы его быстро нашли? А почему? (обратить внимание детей на окраску насекомого). Сколько ног у кузнечика? Одинаковые они по длине или разные?
- Как вы думаете, почему у кузнечика передние ноги короче задних, как ему легче передвигаться? (ответы детей)
- Каких животных вы знаете, у которых передние лапы короче задних? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям изобразить движение кузнечика.
Беседа о бабочке
Как появляется бабочка?( назвать стадии развития бабочки по порядку)
Как вы думаете, почему нельзя ловить бабочку и трогать ее крылья.
- Ребята, как бабочка использует свою окраску?
Беседа Комар:
Что рассказать детям
в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.
Запомните ребята основные правила вашей безопасности, чтобы встреча с насекомыми не стала для вас бедой:
Правила поведения при встрече с насекомыми:
1. Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить куда попало.
2. Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.
3. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.
4. Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.
Стихотворения:
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ: «А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был ужжасно нужжен:
Я берегла его на ужжин!»
***
Посмотри на летний луг,
Приглядись внимательно,
Ты поймешь, что жизнь вокруг
Очень занимательна.
И зеленая картинка
Сразу оживает:
Сел кузнечик на травинку,
Бабочка порхает,
Полосатый шмель гудит
Радостно и звучно…
Целый день здесь жизнь кипит,
Здесь совсем не скучно.
На лугу трещит кузнечик. Разговор с пчелой.
На лугу трещит кузнечик, Меня ужалила пчела.
В небе бабочка парит, Я закричал:
На цветке мохнатый, громкий, «Как ты могла?!»
Полосатый шмель жужжит. Пчела в ответ: «А ты как мог
Насекомые летают, Сорвать любимый мой цветок?
Скачут, ползают, парят, Ведь он мне был уж-жасно нужен
Красотой нас удивляют, Я берегла его на ужин.
Пользу так же принося! (М.Бородицкая)
Я кузнечик-озорник На лесной полянке чудо
Я кузнечик-озорник! На лесной полянке чудо -
Прыгать с детства я привык на цветочках бантики,
Мне поставил тренер пять. Это бабочки расселись
Значит повод поскакать. Как цветные бантики.
(И.Николаевич) (Г.Ряскина)
В сетке весь его улов Решенье принял короед
В сетке весь его улов, Решенье принял короед -
Только он не рыболов. Оставить в этой жизни след.
Прикрепив её на сук, Исполнил всё, но вот беда:
Ловко ловит мух паук. Теперь от рощи нет следа.
(М.Мишакова) (В.Сибирцев)
Божья коровка Жук проснулся
Точка, точка, Под листочком
Два крючочка – Жук проснулся,
Это лапки у жука. Потянулся и встряхнулся,
Два блестящих лепесточка Брюшко, нос, глаза, усы
Раздвигаются слегка. Вымыл капелькой росы.
Справа – точка, слева – точка, (В.Бирюков)
В чёрных крапинках бока. Жук майский
Я подую на жука – Белая личинка в земле подрастает
Улетай за облака! Майский жук рогатый из неё вырастает
Словно красный вертолёт, Меж деревьями цветущими майский жук
Прямо в небо он уйдёт Летает -
(Ф.Грубин) От гусениц-вредительниц сады очищает.
(Л.Постолов)
ИГРЫ
Дидактическая игра « Самый, самый….»
- Какие насекомые самые дружные и трудолюбивые?
- Почему вы так думаете? (муравьи)
- Какие насекомые самые полезные? И почему? (пчелы)
- Какие насекомые самые красивые? (бабочки, стрекозы, некоторые виды жуков).
Д/И «Чем ж заняты разные насекомые?»
- бабочки - летают
- кузнечик – прыгает
- пчела - собирает мед
- муравей – ползет
- жучки – ползают
- комар – летает
Дидактическая игра « Где чей дом?»
В: Дождик капнул на ладошку,
На цветы и на дорожку,
Льется, льется, ой-ой-ой!
Побежали мы домой.
Дети, нам дождь не страшен, а вот маленьким насекомым каждая капля кажется огромной, в ней и утонуть можно. Надо насекомым спрятаться по домам. Помогите им, пожалуйста. Куда прячутся насекомые?
Бабочка--------------- на цветок
Муравей___________в муравейник
Пчела---------------------в улей
Жук_______________под листок
Стрекоза___________под листик
Кузнечик ___________под травинку
Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»
От друзей муравьишка отстал. Дети приставляют ладони к щекам,
Ой-ой-ой, ой-ой-ой. Ритмично покачивают головой.
Ножку тонкую он поломал. Ритмично сгибают и разгибают ноги.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай!
Травкой быстро её обмотал, Ритмично бегут на месте.
В муравейник скорей побежал.
Ну, а солнце за лес уж зашло.
Ох-ох-ох! Делают ритмичную пружинку.
Стало сразу так страшно, темно. Ритмично закрывают глаза ладонями.
Хорошо, что друзья помогли, Соединяют ладошки.
Муравьишку домой принесли.
МО – ЛОД – ЦЫ! Делают ритмичные хлопки.
Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом» Цель: развить чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым.
Жу-жу-жу – жужжит пчела, — Дети расставляют руки в стороны
Я лечу издалека ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит — Указательные пальцы выставляют
Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают, делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, — ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, — пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. — делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.
Подвижные игры.
Подвижная игра «Поймай комара»
Количество игроков: любое. Дополнительно: веревка длиной 0,5 метра, платочек. К
верёвочке привязывают платочек - "комар". Веревку с комаром можно прикрепить к
прутику, а можно держать в руке. Взрослый держит веревочку так, чтобы "комар"
находился на 5-10 см. выше поднятой руки ребёнка. Ребёнок, подпрыгивая, старается
прихлопнуть комара ладонями. Вариант: вместо веревки с платочком можно использовать
бубен. Ребёнок, подпрыгивая, стучит ладонью в бубен.
Подвижная игра «Превращения»
Теперь, дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два — вот и фея теперь я». А вас я превращу
волшебной палочкой в насекомых. Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают
характерные звуки, присущие комару («з-з-з»), пчеле («ж-ж-ж»), мухе («з-з-з»), шмелю
(«ж-ж-ж»).
Подвижная игра во «Медведь и пчелы»
Дети, на них шапочки-маски «Пчелки».
Звучит музыка (Жужжание пчел)
В: Ребята, вы слышите? Что это такое? (ответы детей)
В: Почему, вы, решили, что это пчелы? (ответы детей)
В: Дети, давайте пожужжим как пчелки, сначала тихо, потом громко. Индивидуальная работа.
Звучит музыка (рев медведя)
Входит медведь здоровается с детьми. Дети здороваются с медведем.
В: Мишка, а почему ты грустный?
М: Со мной никто не играет.
В: А почему с тобой никто не играет?
М: Я не уклюжий, наталкиваюсь на других и им больно.
В: Ребята надо помочь мишке. Как же ему помочь, вы не знаете? (ответы детей)
В: А как правильно играть, как правильно бегать?
Загадки о насекомых
У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим
Подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята —
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)
Пролетела мимо уха
Вроде муха, но не муха
Эта муха не жужжала
У нее, ребята, жало
Коль ужалит, будет «ай»
Кто же это отгадай!
— Муха с жалом? – Чудеса!
Знают все это – (Оса)!
На цветок пахучий Сел цветок летучий. (Бабочка)
Ходит ходок через потолок,
Всем надоедает, здоровью угрожает.
А как осень придёт,
Ещё и кусаться начнёт. (Муха)
На травинке возле ног
Заметался огонёк,
Но недолго он горел
— Вместе с ветром улетел. (Мотылёк)
Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит. (Паук)
Надоел жуку Гамак,
Да не вырваться никак. (Паутина)
АУДИОЗАПИСЬ Звуки Насекомых
Старший возраст
Наблюдения
Наблюдение за живыми муравьями, с помощью лупы
Поиск насекомых на территории детского сада: Кто живет под пенечком? Кто прилетает на клумбу? Кто летает в лесочке?
Рассматривание схемы муравейника.
Рассматривание домика для насекомых ( его наполнение, жители)
Рассматривание насекомых на станции.(божья коровка, бабочка, пчелки, гусеница)
Общение
Беседа «Насекомые вокруг нас»?
Ребята, а по каким основным признакам мы узнаём с вами насекомых? (У всех насекомых по шесть ног. Тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко
- А что ещё есть у насекомых? (На голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья)
- Для чего насекомым нужны хоботок и крылья?
(С помощью хоботка они питаются, крылья нужны чтобы передвигаться)
- Правильно! Многие насекомые летают. Некоторые летают очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. Вы можете назвать мне таких насекомых?
(Ходят жуки. у которых нет крыльев. Прыгает кузнечик)
- Действительно кузнечик хороший прыгун. Он может прыгнуть на расстояние в 20 раз длиннее его тела. А если он выпустит крылья, то улетит, планируя, еще дальше.
- Ребята, а чем питаются насекомые? (Цветочным нектаром, листьями)
- Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами. мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. А божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй.
Ребята, а почему божьих коровок так называют? Потому что они выделяют "молочко", только не белое. а ядовитое жёлтое, которое появляется на сгибах лапок во время опасности. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Поэтому не едят коровок не птицы, ни ящерицы. А ещё их можно назвать перелётными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью, коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Но не все коровки улетают. Многие из них, как и другие жуки, прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания травы в садах и огородах.
Беседа «Кто в этом домике живет?»
-Ребята, посмотрите, какой необычный домик появился на нашей экологической тропе. Давайте его рассмотрим
_ Как вы думаете, кто может в нём жить? (Ответы детей).
Вот насекомые – всем нам знакомые.
Летом везде, куда ни пойдешь,
Ты их заметишь, увидишь, найдешь.
Кто-то над ухом летает-жужжит,
Кто-то по ветке зелёной бежит.
Кто под листочком, кто под травинкой.
Ты поищи их на этой полянке.
Давайте рассмотрим фигурки насекомых (на брюшке видны поперечные полоски-насечки), определяют количество конечностей (их всегда шесть) и количество частей тела (их три – голова, грудь, брюшко). теперь, когда вы знаете три основных признака – насечки на брюшке, три части тела, шесть конечностей, – вы сможете без труда отличить насекомых от других живых существ.
Этот домик называется «Отель для насекомых». В «отеле» оборудованы отдельные «квартиры» (комнаты) для насекомых. Они отличаются друг от друга «обстановкой».
Чем наполнена каждая «квартира»? (Мхом, еловыми шишками, красным кирпичом, спилами, сухими ветками, соломой, крупными опилками, корой, полыми стеблями (злаков, камыша, кукурузы), перевёрнутыми глиняными горшками и др.)
А вы знаете, что наполнение «квартир» выбрано неслучайно? Разным насекомым нравится разная среда обитания. Солома и дерево привлекают многих полезных опылителей (златоглазок, пчёл, одиночных ос), чьи личинки питаются многими вредителями: тлёй, мучнистой росой, белокрылкой. Небольшие отверстия в деревянных колодках и небольших брёвнышках могут стать приютом для одиночных пчёл, которые начинают опылять первые цветы фруктовых деревьев. Стебли растений, которые имеют форму трубочек, обеспечат жильём в жару и других перепончатокрылых. Еловые шишки привлекают мух. Красный кирпич ценится одиночными пчёлами. Всевозможные щели, где будет нежарко, оценят жужелицы. Узкие щели, в которых тепло и сухо не останутся незамеченными бабочками, которые залетят сюда передохнуть.
Беседа Насекомые (вредные и полезные).
В: на какие группы мы их можем разделить:
(Ответ: Полезные, вредные, хищные)
В: Назови полезных насекомых?
(Ответы: Бабочка, пчела, муравей)
В: Какую пользу они приносят?
(Ответы: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары леса)
В: Назови вредных насекомых?
(Ответы: Муха, комар, гусеница)
В: Какой от них вред?
(Ответы: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)
Беседа о пчеле
Рассках воспитателя: Зачем пчёлы танцуют?
У медоносной пчелы есть семья. Она называется рой. Сестрицы - пчёлы живут дружно. Найдёт пчела много мёда, остальным расскажет.
Она же не умеет говорить! Только жужжит. Верно, говорить не умеет, зато умеет танцевать.
Пчелкин танец простой. Она летает по кругу или по восьмёрке, громко жужжит и виляет брюшком. Как будто говорит:
- Я нашла много мёда! Летите за мной поскорее.
Вопросы:
Беседа Стрекоза
Стрекозы живут около воды: рек, ручьев, озёр. Летает стрекоза очень быстро, ловко уворачивается. Скорость такая, что мчащегося на велосипеде человека догнать может.
Стрекозы – охотники. У них отличное зрение. Стрекозы как вертолёты носятся над водоёмом в поисках добычи. Их добыча – мелкие комары, мошки. Большая стрекоза нападает на стрекозок поменьше. Не побрезгует гусеницей.
Когда стрекоза летит, ноги складывает домиком. Получается ловушка. Зазевался комар и попал в домик из её цепких лапок. Стрекоза сразу его в рот отправляет.
Стрекозы – красивые насекомые. Береги их. Они украшают природу.
Вопросы:
Беседа Божья коровка
Небольшой жук божья коровка известен всем. У неё есть два жёстких и прочных крыла жёлтого, оранжевого или красного цвета с чёрненькими точками. А под ними прячутся мягкие крылышки.
Верхние крылья для защиты. Нижние крылья для полёта. Надо божьей коровке полететь, верхние крылья поднимаются, нижние расправляются, и жук летит.
Не обижай божью коровку. Она – верный друг и помощник. В саду и в теплицах на растениях поселяются вредители – тли. Тли высасывают соки из листьев. Листья засыхают, сворачиваются и опадают.
А божья коровка поедает тлей, спасая растения. Божью коровку разводят специально и выпускают на огороды. Там она борется с тлями, помогая людям.
Вопросы:
Беседа Муравьи
В тёплое время года повсюду можно встретить муравьев. Бегают по своим муравьиным делам туда-сюда. Кажется, они такие мелкие и глупые. На самом деле муравьи – умные насекомые. Их мозг работает, как мощный компьютер. Так говорят учёные.
Муравьи – сильные насекомые. Муравей поднимает груз в 50 раз тяжелее его самого.
Маленький муравей не даст себя в обиду. Он брызгает на обидчиков муравьиной кислотой. Муравьиная кислота едкая. От неё даже бывают ожоги.
Людям муравьиная кислота не страшна. Но трогать муравьёв, разорять муравейники нельзя. Муравьи – полезные насекомые в лесу.
Вопросы:
Беседа Муха
Муху знают все. Она вредная и назойливая. Жужжит, жужжит.
У мухи шесть ног и четыре крыла.
Крылья прозрачные. Два передних крыла для полёта. Задние крылья для равновесия в полёте. Они называются жужальца.
На ногах у мухи есть липучки. Они помогают мухе ползать даже вверх ногами.
Муха переносит разные болезни. Она ползает везде, и к лапкам прилипает грязь с микробами. Проползёт муха по чистому месту и оставит на нём микробов.
Вопросы:
Беседа Бабочки
Бабочки – красота природы. Их много вокруг. Окраска бабочек разная. Это радует наши глаза.
Бабочки бывают маленькие и большие. Их тело покрыто мелкими чешуйками.
Бабочки питаются нектаром цветов. Они пьют его хоботком. Весной, когда цветов ещё мало, бабочки пьют сок берёзы или клёна.
Вопросы:
Беседа Комар
Отгадай загадку: "Серый. С двумя крыльями. Летит - звенит. Больно кусается." На голове у комара усы и хоботок. Комар звуков не издаёт. Звон идёт от комариных крыльев. Летит комар, а крылья тонко дребезжат. Получается звон.
Мы не любим комаров. Усядется комар на человека или животное, хоботком проткнёт кожу и кровь пьёт. Под кожу попадёт ядовитая комариная слюна. Из-за этого яда место укуса долго чешется. Комары летят на тепло. Вечерами и ночью тёплых животных найти проще. Кусают нас только комарихи. А комары пьют цветочный нектар. Их хоботки очень тонкие. Толстую кожу человека и шкуру животного они не прокусят.
Вопросы:
Беседа - Как окраска помогает насекомым?
Действительно, окраска насекомых часто зависит от среды обитания. Это помогает им спасаться от врагов. Одни, благодаря окраске, становятся невидимыми. Так терновый клоп похож на шип, растущий на ветке. Некоторые бабочки, когда сидят спокойно, напоминают листок. Некоторые невидимы на древесной коре. Цветочный богомол схож с цветком, на котором сидит. (рассказ сопровождается показом соответствующих иллюстраций) У других насекомых окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Насекомые окрашенные в красно-чёрные, желтые и чёрные тона, как правило неприятны на вкус, и птицы их не трогают. Есть насекомые, жук бомбардир, которые выпускают в момент опасности струю едких химических веществ с резким запахом. Пока враг приходит в себя, жук убегает.
- Ребята, насекомых на земле много или мало? (ответы детей) А что, было бы, если насекомых не стало? (ответы детей)
Поиграем в игру "ХОРОШО - ПЛОХО".
Много разных насекомых - это хорошо или плохо? (ответы детей)
Что еще хорошо? (интересно наблюдать, красиво, пища для других и т. д.)
Что плохо? (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.)
Игра-беседа «Представь себе, что ты паучок».
Рассказ воспитателя «Как появляются насекомые»
Беседа «Как защищаться от насекомых»,
Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут насекомые?»
Беседа «В каких сказках живут насекомые»
Взрослый предлагает вспомнить сказки, про насекомых, вспомнить их содержание( «Стрекоза и муравей», «Как муравьишка домой спешил», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», "Кто чем поет?" «Под грибом»
Загадки
В полосатом платьице
На лугу летает.
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает (пчела).
Улей – дом,
А рой – семья.
Как зовут меня, друзья? (пчела)
Как только садится она на цветок,
Нектар собирает её хоботок (бабочка).
Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день- деньской (кузнечик)
Маленькая модница
Села на ладошки.
Красненькое платьице
С черными горошками (божья коровка)
«Эй, художник помоги,
Ты меня принаряди
Сделай красный сюртучок»-
Мне сказал один жучок:
«А потом добавь ещё
Пару точек на бочок» (божья коровка)
Некрасивая я,
Крыльев нет у меня.
Но я в нити завернусь,
В бабочку я превращусь (гусеница)
Надо мною он кружит
И пищит, пищит, пищит (комар)
Я летаю, как хочу
Боком, взад, вперед лечу.
Есть огромные глаза
Я летунья - …(стрекоза)
Я по потолку ползу
Никогда не упаду,
Лапки чищу я всегда
Там присоски у меня (муха)
Этот жук совсем не прост,
У него огромный рост
На носу он носит рог,
Этот жук, жук - … (носорог)
ЧТО рассказать детям
*Муравьи — дружные насекомые, не любят одиночества и живут большими семьями — колониями. В городе не увидеть больших муравейников возвышающихся над землёй. Жизнь муравейника скрыта глубоко под землёй. Муравей самое сильное животное на земле. За день он переносит вес в несколько раз, превышающий его собственный вес.
Муравьи – предсказатели погоды.
нимательно присмотревшись к муравейнику, вы можете безошибочно определить погоду на текущий день.
• Муравьи спешат в свой дом – жди дождя. В воздухе перед дождем меняется влажность и атмосферное давление, поэтому муравьи бегут в укрытие от смертельного для них дождя. Даже если муравей ушел далеко от дома, перед дождем он будет прятаться под кору, опавшие листья.
• Муравьи нарастили свой домик? Предстоит холодная зима.
Перед грозой муравьи начинают активно бегать по муравейнику.
Приведем еще несколько примет, связанных с муравьями.
• Муравьям не нравятся злые и порочные люди, поэтому они кусают их.
• В присутствии муравьев запрещено ругаться.
• Нельзя разорять муравейник – добро отвернется от вас.
• В большом муравейнике всегда можно увидеть небольшой комочек масла, который муравьи сбивают из собственного молока. Считается, что это чудо-средство способно излечить любую болезнь человека.
Элементарная трудовая деятельность
Уборка веток, листьев, мусора на территории объекта. Помощь воспитателю в сборе природного материала для наполнения «квартир» домика
ИГРЫ
Игра «Угадай насекомое по звуку»
Дети подходят к дидактическому плакату «Угадай насекомое по звуку». Воспитатель предлагает угадать насекомое по звуку, изобразить его с помощью характерных движений и звуков. Для этого он наводит объектив камеры смартфона (планшета), с установленной программой для считывания QR-кода, на код на дидактическом плакате. При считывании QR-кода, воспитанники слышат звуки, которые издают насекомые (муха, комар, пчела, кузнечик).
Д/И «А какие они насекомые?»
(Дети должны образовать прилагательное из двух слов)
У бабоччки пестрые крылья значит бабочка какая?
Бабочка – пестрокрылая
У муравья быстрые ноги, значит муравей какой?
Муравей быстроногий
У мухи большие глаза, значит муха какая?
муха – большеглазая
Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»
Цель: развить воображение, память, умение видеть мир глазами маленького беззащитного насекомого; сформировать желание защищать бабочек, любоваться ими; развить выразительность речи.
Воспитательговорит о том, что они читали рассказы о бабочках, наблюдали за ними, рассматривали иллюстрации. Предлагает детям «превратиться» в бабочек и побыть немного на их месте.
Подвижные игры:
Русская народная игра «Пчёлы»
Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл.
Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
Пчёлы яровые
Крылья золотые
Что же вы сидите?
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечёт
Аль вас солнышком печёт?
Летите за горы высокие
Летите за леса зелёные
На кругленький лужок
На лазоревый цветок.
Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им.
Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие
уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.
Подвижная игра: «Медведь и пчелы»
В игре участвуют: ведущий-взрослый, ребенок – «медведь», дети - «пчелы».
«Медведь» спит в «берлоге». «Пчелы» сидят в «улье». Эти места надо выбрать заранее.
Ведущий произносит: «Пчелы!»
Дети - «пчелы» начинают изображать пчел: летать, приседать (как будто на цветы) и снова летать.
Взрослый восклицает: «Пчелки, в улей!»
«Пчелки» собираются в «улье» и «засыпают».
Взрослый говорит:
Вот медведь идет,
Ищет мишка мед!
Из «берлоги» выходит ребенок - «мишка». Он ходит вокруг «улья». Потревоженные «пчелы»
просыпаются и говорят:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Догоню, накаж-ж-жу!
«Пчелы» догоняют «медведя», он убегает в «берлогу». Пчела, которая догнала и «ужалила
медведя» (первой дотронулась до него), становится «медведем». Если «медведя» никто не догнал,
и он успел спрятаться в «берлогу», он опять остается «медведем».
Подвижная игра.: «Жук»
В игре участвуют все дети – заранее выбирается ребенок, изображающий птичку.
Дети свободно двигаясь по залу, или по поляне, поют вместе с воспитателем:
- По дороге жук – жук, по дороге черный
Посмотрите на него – вот какой проворный
Посмотрите на него, вот какой проворный.
(Если праздник проходит в зале – дети ложатся на спинку, поднимают ноги, и быстро ими шевелят,
если на улице – просто присаживаются на корточки, двигая руками перед собой)
- Он на спинку упал, лапками задвигал
(выполняют движения),
Крылышками замахал
(встают, делают махи руками)
Весело запрыгал
(прыгают на месте),
Крылышками замахал, весело запрыгал
(повторяют движения по тексту)
По дороге жук, жук, по дороге черный,
Посмотрите на него – вот какой проворный
Посмотрите на него – вот какой проворный
(бегают на носочках в рассыпную)
Педагог говорит: Птичка!
(дети – жуки бегут на места, стараясь, чтобы птичка их не поймала).
Игра малой подвижности «Шмель»
игровой площадке играющие образуют круг. Дети встают по кругу на расстоянии
вытянутых рук, лицом к центру. Педагог дает мяч кому-либо из игроков. Мяч — это «шмель».
По окончании чтения педагогом текста стихотворения:
Шмель над молем пролетел и устал.
На клевер сел, мед цветочный он попил
И набрался снова сил.
Вдруг ребята пробежали и шмеля с цветка согнали.
На листочек шмель упал, вслед ребятам прожужжал:
«Не обижайте вы меня,
Большого доброго шмеля!»
Играющие начинают перекатывать мяч внутри круга по земле друг другу. Игроки руками отбивают
мяч («шмеля») от себя, стараясь осалить им другого игрока. Если кто-либо из играющих не успеет
отбить мяч и будет им осален, то этот игрок считается «ужаленным». «Ужаленный» игрок не
выбывает из игры, а поворачивается спиной к центру круга и не принимает участия в игре до тех
пор, пока не будет осален следующий игрок.
После этого игрок, который был «ужален» первым, вновь вступает в игру, а тот, кто был «ужален»
вторым, поворачивается спиной к центру круга. Игра продолжается
Подвижная игра: «Комары, лягушки, цапли»
Вариант 1: Детям раздаются карточки: комары, лягушки, цапли.
Под музыку дети выполняют движения:
«комары» – летают,
«лягушки» – прыгают,
«цапли» – ходят, высоко поднимая колени.
По сигналу «лягушки» – «цапли» приседают, а «лягушки» догоняют «комаров».
По сигналу «цапли» – «комары» приседают, а «цапли» догоняют лягушек.
Вариант 2: Вместо голосового сигнала можно использовать сигнальные карты – лягушки, цапли.
Подвижная игра: «Бабочки»
Дети - бабочки; стоят на краю площадки, где хотят.
Под музыку или на слова воспитателя:
Бабочки, бабочки полетели в сад" дети отводят руки в стороны, бегают в разные стороны, обегая один другого.
Воспитатель продолжает: На цветочек беленький все тихонько присели;.
Дети приседают возле цветочков названого цвета.
На сигнал воспитателя: который означает завывание ветра, бури, бабочки убегают из сада на край площадки.
Игра повторяется на слова: бабочки, в поле полетели;. Воспитатель постоянно отмечает
детей, которые легко и тихо бегали и приседали. Продолжительность игры 5 – 6 минут
Подвижная игра: «Поймай комара»
Играющие-лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук,
лицом к центру. Воспитатель берет в руки прут (длиной 1—1,5 м) с привязанным на шнуре (длиной
0,5 м) клеенчатым или пластиковым комаром и встает в середину круга.
Для зачина взрослый может прочитать отрывок из стихотворения Б.Заходера:
Поют лягушки хором.
Какой прекрасный хор!
Вот есть же хор, в котором
Не нужен дирижер!
- Эй, лягушки! Не зевайте –
Комара скорей поймайте!
С этими словами взрослый начинает медленно вращать прут (кружит комара) немного выше
головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот,
кто схватит комара, говорит: «Я поймал».
Затем воспитатель снова обводит прутом круг. Игра повторяется 5 – 8 раз.
Вращая прут с комаром, необходимо, чтобы взрослый то опускал его, то поднимал, но на такую
высоту, чтобы дети могли достать комара.
Выигравшими считаются дети, которым удалось поймать комара 1 – 2 раза.
Подвижная игра: «Найди свой домик»
Дети в масках насекомых свободно двигаются по площадке, пока играет музыка, по сигналу
насекомые «должны спрятаться в домике».
Домики – это обручи соответствующего цвета.
Божья коровка – в красный обруч, кузнечик – зеленый, стрекоза – в жёлтый обруч, жук –
коричневый.
Подвижная игра: «Гусеницы наперегонки»
Дети двух команд выстраиваются в колонны.
Присев, кладут руки на пояс находящемуся впереди ребенку, и по сигналу ведущего «гусеница»
должна «проползти» вокруг поставленного впереди предмета и вернуться назад.
Побеждает та команда, чья «гусеница», не развалившись, быстрее вернулась обратно.
Подвижная игра: «Паук и мухи»
На участке для прогулки ограничивается флажками игровая площадка. В одном из углов площадки очерчивается кружком (диаметр 50—70 см) «дом паука» — это
«паутина», где живет «паук». По считалке выбирается «паук», он уходит в свой «дом». Остальные
играющие — «мухи», они свободно располагаются по игровой площадке.
Педагог читает детям стихотворение:
Живет в паутине мохнатый паук, не ведая сна и покоя.
Он ловит комариков, мошек и мух, он очень голодный весною.
Мухи, мухи, берегитесь, пауку не попадитесь!
Мухи, мухи, вылетайте, осторожно вылетайте!
После этого дает команду: «Мухи!»
Играющие - «мухи» разбегаются по площадке, жужжат, имитируют полет мух, взмахивают руками.
Через некоторое время (через 30—40 секунд) педагог произносит: «Паук!» «Мухи»
останавливаются, замирают на месте, где их застала команда педагога. «Паук» выходит из
«паутины», внимательно смотрит на каждого из играющих, не шевелится ли тот. Того игрока,
который пошевелился, «паук» отводит в свой дом - «паутину». «Паук» выходит по сигналу
педагога 2—3 раза. После этого педагог вместе с детьми подсчитывает количество пойманных
«пауком» мух. По считалке выбирается новый водящий, игра продолжается.
Релаксация «Божья коровка»
В: Божья коровка – древнейший символ счастья и удачи. Сделайте глубокий вдох и медленно выдохните, расслабьтесь, закройте глаза, раскройте свои ладони и представьте, что на них сидит маленькая божья коровка. Загадайте желание – и божья коровка его обязательно исполнит. А теперь еще раз сделайте глубокий вдох, медленно выдохните, откройте глаза и улыбнитесь друг другу.
Стихотворения:
Бабочка Круглый дом
Бабочка-красавица - Кто построил
Очень мне уж нравится Круглый дом?
Платьице твоё! Кто живёт,
Ты ж такая недотрога! Скажите, в нём?
Мама говорит мне строго: - Мы жжжживём, -
«Пусть летит она, не трогай На все вопросы
Крылышки её!» Отвечали дружно осы.
(Е.Корюкин) (С.Пшеничных)
Кузнечик Муравьи
С утра кузнечик скачет по травинкам, В лесу мурашки-муравьи
Скачет по листочкам, Живут своим трудом,
Будто весь огромный мир У них обычаи свои
Обскакать он хочет. И муравейник дом.
В полдень выспится, забравшись Миролюбивые жильцы
В прохладный тенёчек, Без дела не сидят:
И всю ночь ему не спится, - С утра на пост бегут бойцы,
До утра стрекочет. А няньки в детский сад.
(Л.Постолов) Рабочий муравей спешит
Муха. Тропинкой трудовой,
Летним днём мешает муха С утра до вечера шуршит
Спать: куснёт то в нос, то в ухо. В траве и под листвой.
Люди с мухами не ладят, - (С.Михалков)
То на мусор муха сядет, Стрекоза.
То усядется на хлеб,- Я и штурман и пилот
Не почистив свои лапки, - Я в полёт свой самолёт
То на пряник сядет сладкий. Поднимаю над осокой
Спасаясь от такой назойливой соседки, Над шершавой и высокой.
Вставляют люди летом в окна сетки. Сквозь очки я зорко вижу
(Л.Постолов) Всех и всё намного ближе.
Червяк. Крылья стрекозиные
Круглый, розовый бочок. Звонкие и длинные
Проползает червячок. Но в полёте – вот обидно,
Ручек нету, ножек нету. Наших крылышек не видно.
Как же получается, А они прочны,
Что так быстро по земле Прозрачны,
Он передвигается? Удивительно удачны!
Посмотрите на него - И легко нам кружится,
Зуба нет ни одного! Окрылённым кружевцем.
Но тогда скажите мне, (Е.Жданова)
Как же приключается,
Что под землю, аж на метр,
Червячок взгрызается?
(И.Лагерев)