тел: 8(83161) 9-17-01
email: ds14_grd@mail.52gov.ru
адрес: 606502,
г. Городец, Нижегородская обл.,
пл. Пролетарская 22
Руководитель:
Добронравова Елена Леонидовна
тел: 8(83161) 9-17-01
email: ds14_grd@mail.52gov.ru
адрес: 606502,
г. Городец, Нижегородская обл.,
пл. Пролетарская 22
Руководитель:
Добронравова Елена Леонидовна
Объекты для наблюдения: грядки, овощные культуры: лук, свекла, огурец, капуста, помидоры. инструменты огородника.
Цель: формирование представлений об овощных культурах, обучение трудовым навыкам по уходу за растениями, сбор урожая.
Программные задачи:
формировать представления о (об):
- ярких проявлениях овощных культур в разные сезоны (весной – посадка, летом – цветение, осенью – созревание плодов),
- стадиях роста овощных культур (семена, росток, стебель, листья, появление цветов, плодов (семян),
- строении растений,
- способах ухода за растениями: полив, рыхление, прополка, посев.
Формировать (развивать) умения:
- различать и называть растения огорода (лук, огурцы, томат, свекла, капуста),
- различать характерные признаки окраски, формы, вкуса, способов употребления в пищу (в сыром, вареном виде) знакомых овощей,
- узнавать по словесному описанию знакомые овощи,
- узнавать знакомые овощи по вкусу, запаху, на ощупь.
-- составлять описательный рассказ об овощах(старший возраст)
Младший дошкольный возраст
Наблюдения
-Наблюдение за ростом растений на огороде.
-Сравнение овощных культур между собой (листья, цветы, плоды).
--Исследование внешнего вида овощей (форма, цвет, размер), вкуса.
- опыты «Сухая и влажная почва».
-- наблюдение за трудом взрослых;
Общение
-Беседы: «Наш огород», «Полезные и вкусные». «Вершки и корешки», «От семечки до урожая». «Труд людей в огороде весной, осенью»
-Рассказ воспитателя «Витамины с грядки».
«Вредители огорода», «Что делать, чтобы вырос урожай».
-Рассуждение «А у нас на даче…», «Можно ли есть овощи с грядки?».
Опыт «Что нужно растению для роста».
Что рассказать детям
Лук в земле растёт, он горький, когда его чистят и режут ножом, то из глаз слёзы текут, сверху зелёные стрелочки растут. Это луковые перья, их едят, в салаты и в супы режут. Давайте кулачками потрём глазки, ладошками помашем на них, глазкам плакать не дадим! Чтобы не болеть, простуды не бояться – надо на зиму луком запасаться!
Редиска в земле растёт, и чтобы вытащить её оттуда нужно потрудиться. Редиска розового цвета, вкусная, сладкая и немного с горчинкой в ней очень много витаминов. А ещё у редиски есть хвостик (ботва) зелёного цвета.
Свёкла красная, круглая, вкусная и сладкая, а листья у свёклы на длинных ножках, с одной стороны зеленоватые, а с другой – красноватые.
Капуста зелёного цвета, хрустящая, у неё много – много листьев, а внутри у неё сладкая кочерыжка. Капусту все любят и дети, и взрослые.
Помидоры растут на кустике, сначала они бывают маленькие, зелёные, а потом растут – растут, постепенно краснеют, становятся красными, сладкими и вкусными.
Огурец зелёного цвета, длинный, сладкий, хрустящий! Он овальной формы!
У овощей есть корешки, через эти корешки овощи «пьют» воду, а если корешки оторвать, то и растение погибнет, завянет!
Чтобы овощи росли нужны солнце и вода. Солнышко согревает землю и всё - всё на огороде растёт, а чтобы они не засохли их надо поливать водой. А ещё за ними нужно ухаживать, пропалывать, землю рыхлить, и тогда наши овощи вырастут вкусными и полезными, и ребятки будут их с удовольствием кушать!
Загадки:
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ..(Капуста)
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук)
Я длинный и зеленый
То свежий, то соленный
Расту я в огороде,
Любим во всем народе,
Вот такой я молодец
Называют ..
(Огурец)
Он в пупырышках, зеленый,
Часто в парнике растет.
Маринованным, соленым
Станет он под Новый год. (Огурец)
Вырастал в жару и слякоть
Этот горький корнеплод.
Хоть заставит нас поплакать,
Но от гриппа он спасет. (Лук)
Вот любимый вкусный овощ.
Это - чипсы и гарнир.
В бедный дом придет на помощь,
А в богатый дом - на пир. (Картошка)
Это овощ с круглым боком
И с бордовым сладким соком.
Если хочешь есть борщи,
То ее скорей ищи. (Свекла)
Этот овощ рыжий, длинный,
Свежий, сочный, витаминный.
Как наступит теплый май,
Ты скорей ее сажай. (Морковь)
Этот терпкий острый зубчик
Бабушка добавит в супчик.
Разложи его повсюду,
Чтобы справиться с простудой. (Чеснок)
Эти братцы дружно в ряд
В домике-стручке сидят.
А когда они созреют,
Попадут к тебе в салат. (Горошины)
Огородник соберет
В мае ранний корнеплод.
Этот красный вкусный овощ
Так и просится к нам в рот. (Редис)
Очень я теплолюбива,
Греет солнышко меня.
Крутобока и красива,
Огуречику родня. (Тыква)
Был в июле теплый дождик,
Выросла я сочной.
Из моих двухсот одежек
Супчик выйдет точно. (Капуста)
Игровая деятельность
- Дидактические игры: «Угадай по описанию»; «Доскажи словечко», «Что лишнее?», «Угадай по запаху», «Угадай по вкусу», «Что сначала, что потом».
-Подвижные игры: «Собери урожай», «Картошка», «Огуречик-огуречик».«У Лариски две редиски».
-Хороводная игра «Урожай».
Пальчиковая гимнастика
Мы капусту рубим, рубим (постукиваем ребром ладони по другой ладони)
Мы морковку трем, трем (растирание ладоней)
Мы капусту солим, солим (пальцы собраны в щепоть)
Мы капусту мнем, мнем (сжимание и разжимание ладоней)
Вот такой у нас салат
Витаминами богат.
Физ.минутка
В огород мы пойдем, урожай соберем.(ходьба по кругу)
Мы моркови натаскаем, натаскаем, натаскаем, (наклоняются и имитируют «таскание» морковки).
И картошки накопаем, накопаем, накопаем, («копают»).
Срежем мы кочан капусты,(присаживаются на корточки и «срезают»).
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками три раза)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке. (шаги на месте)
***
В огороде мы гуляем,
Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат помидоры.
Помидоры собираем.
Сжимают и разжимают пальчики.
Помидоры хороши –
Наедимся от души.
Поглаживают свой живот.
В огороде мы гуляем,
Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат огурцы.
Огурцы мы собираем.
Сжимают и разжимают пальчики.
Огурцы хороши –
Наедимся от души.
Поглаживают свой живот.
В огороде мы гуляем,
Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат морковь и репа.
Морковь, репу собираем.
Сжимают и разжимают пальчики.
Морковь, репа хороши –
Наедимся от души.
Поглаживают свой живот.
Показать детям корзину с овощами, задать вопрос:
- Что мы собрали в огороде? (Мы собрали овощи.)
Малоподвижная игра «Вершки-корешки»
Знать названия овощей, уметь различать корнеплоды; быстро реагировать на название овоща — приседать, если это корнеплод, поднимать руки вверх, если овощ созревает наверху.
Ход игры: Дети стоят в кругу, педагог называет овощи, а дети должны вспомнить, как они растут, что люди едят вершки или корешки, в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх. Кто ошибается, тот выбывает.
Элементарная трудовая деятельность
- Посадка лука.
- Поливка растений на грядках.
Наблюдение за рыхлением почвы, прополкой грядок.
- Сбор урожая.
Стихи:
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
укроп, петрушка и шпинат,
Помидоры, огурцы
Зреют дружно – молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо,
И все дружно говорят:
«Мы растем здесь для ребят!
За усердие и труд
Урожай весь соберут»
***
Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно овощи любить,
Все без исключения
В этом нет сомнения.
Старший дошкольный возраст
Наблюдения
-Наблюдение за ростом растений на огороде. Самый большой житель огорода, самый вкусный овощ, за движением растений за солнцем.
-Сравнение овощных культур между собой (листья, цветы, плоды).
--Исследование внешнего вида овощей (форма, цвет, размер), вкуса.
- опыты «Сухая и влажная почва».
- наблюдение за трудом взрослых;
Общение
- Беседы: «Наш огород», «Как получить хороший урожай», «О здоровой пище», «Что как едят».
- Рассказ «Вредители сада и огорода».
Вопросы к детям
Когда высеивают свеклу на грядку?
Когда выдергивают из земли?
Как нужно ухаживать за свеклой?
Какого цвета редис снаружи и какого цвета внутри?
Какой формы редис?
Какие полезные вещества содержатся в луке?
Почему от лука плачут?
Какой день в народе называют «луков день»?
Какой формы огурец?
Какого цвета огурец?
В каком виде огурец можно употреблять в пищу?
Какой размер, цвет, вкус помидора?
Есть ли запах у этого овоща?
Какие блюда с помидорами ты любишь?
Что рассказать детям
*Это свекла. Сверху у нее большие темно-зеленые листья с красными прожилками, а внизу в земле растет корнеплод. Это овощ древний, знакомый людям уже более 4000 лет.
Свеклу высевают на грядки в мае. Летом за свеклой нужно ухаживать, пропалывать, поливать, рыхлить грядки. «Пришла свекольница – девкам невольница» – говорили в народе. В старину за свеклой ухаживали в основном девушки и женщины.
Осенью свеклу вытаскивают из земли, обрезают листья, корнеплоды убирают в холодное место, где она может храниться до нового урожая. Свекла – овощ полезный. Она богата минеральными солями, витаминами группы В, легкоусвояемыми углеводами. Красный цвет свекле придает особое красящее вещество – бетаин. Он способствует усвоению белков, регулирует жировой обмен.
*Редис, или, как его называют в народе, редиска, - первый свежий овощ после долгого зимнего перерыва. Ранний редис представляет особый интерес как первый источник натуральной аскорбиновой кислоты. За сезон можно вырастить три-четыре урожая редиса. Редиска отлично возбуждает аппетит. Ферменты, содержащиеся в редиске, помогают лучше усваивать белковую пищу, усиливают обмен веществ.
Кожура у правильно выращенного редиса должна быть гладкой, ровно окрашенной, без черных крапинок (это знак гниения). А ботва — сочной и зеленой, а не вялой и желтой.
Редис содержит калий, натрий, кальций, фосфор, магний, железо, витамины РР, С. Содержит редис также тиамин, рибофлавин и никотиновую кислоту. Горчичные масла придают редису своеобразный привкус.
* Самый распространенный вид лука – репчатый. Он выращивается почти во всех странах мира. В XII веке лук оказался и на Руси. 20 сентября крестьяне отмечали луков день. Лук несли на базар продавать. Кто лука много собрал и быстро продал, у того и доход хороший. Луков день – грустный праздник по двум причинам. Первая – он совпадал с окончанием бабьего лета, позади оставались теплые денечки. Вторая – девушкам и женщинам в этот день приходилось проливать много слез, обрабатывая лук.
Луковица состоит из нескольких слоев внутренних листьев. Именно там растение запасает питательные вещества. А их в луке очень много – и витаминов, и минеральных солей. Ученые установили, что по полезности лук стоит на третьем месте среди овощей, уступая лишь свекле и корню петрушки. Остроту луковице придают содержащиеся в ней эфирные масла. Они вызывают раздражение слизистой оболочки глаза, потому мы и плачем, когда режем лук. В луке есть вещества, которые убивают вредные бактерии. Для того, чтобы не болеть простудными заболеваниями, нужно есть лук.
* Огурец - это очень популярная овощная культура. Огурец однолетний является травянистым растением семейства тыквенных. Стебель у данного овоща строится по земле. Он шершавый и имеет усики на конце, которыми способен зацепиться за любую опору. Стебель может вырастать до 2х метров. Плоды огурца содержат более 95% воды. Кроме того в этом овоще имеется огромное количество полезных веществ: минералов ( калий, магний, фосфор и кальций); витаминов (C,PP,B). Белки, жиры и углеводы также входят в состав овоща. Данный овощ любит плодородную почву и обильный полив. Сеять огурцы необходимо только после того, когда земля хорошо прогреется. Это возможно лишь в середине мая. Если посеять пророщенные семена, то они взойдут быстрее. Ухаживать за растением совсем не сложно: кроме полива требуется лишь прополка от сорняков. Плоды огурца применяют не только в кулинарии, но также в медицине и в косметологии. Плоды огурца употребляют в пищу как в сыром виде, так и солёными и маринованным. Они могут быть отдельным блюдом, так и входить в состав различных салатов, горячих и холодных блюд. Лечебные свойства огурца активно применяются в народной медицине.
*Томат, райское яблоко, яблоко любви, pomid’oro, томатиль, – всё это названия овоща, который мы хорошо знаем как помидор.
Полезные свойства помидора обусловлены присутствием в нём легкоусвояемых углеводов – фруктозы, глюкозы, сахарозы, пектиновых веществ, органических кислот (лимонной, яблочной). И, конечно же, витамины: С, В1, В2, В6, Р, РР, К. Посев помидоров производят в начале марта, взошедшие растения рассаживают в отдельных горшках, подросшую рассаду высаживают в теплицу или на грядки. Сбор урожая происходит постепенно, по мере созревания томатов.
* В огороде пусто, если нет… Правильно, капусты. В народе этот овощ один из самых любимых. «Для чего и огород городить, коль капусту не садить», говорят в народе. Почему же люди так ценят капусту?
Потому что самый вкусный,
очень вкусный лист капустный. Капуста не только вкусна, но и полезна.
В капусте содержится много витаминов, белков, сахаров и разных минеральных солей. Большая часть полезных веществ находится в кочерыжке.
Игровая деятельность
- Дидактические игры: «Вершки-корешки», «Я знаю пять названий овощей», «Что лишнее», «Какой на вкус», «Что сначала, что потом»
- Развивающие игры: «Сварим суп из овощей», «Растения сада и огорода».
- Пальчиковые игры: «Салат», «Хозяйка с базара пришла».
Пальчиковая игра «Друг наш огород»
Левая рука:
Вырос у нас чесночок (Дети разминают указательный палец)
Перец, томат, редиска, (средний палец)
Тыква, капуста, картошка, (безымянный палец)
Лук и немного горошка. (мизинец)
Правая рука:
Овощи мы собирали (разминают мизинец)
Ими друзей угощали (безымянный палец)
Квасили, ели, солили, (средний палец)
С дачи домой увозили (указательный палец)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.
Дидактическая игра «Что сажают в огороде»
Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает» Воспитатель. Морковь. Дети. Да! Воспитатель. Огурцы. Дети. Да! Воспитатель. Свекла. Дети. Да! Воспитатель. Сливы. Дети. Нет! Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен!»
Дидактическая игра «Узнай овощи на вкус»
Закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу.
Ход игры: На тарелке у воспитателя лежат целые овощи, а у детей на столах блюдца с разными кусочками овощей. Рассмотрев овощи на тарелке, дети берут по кусочку любого овоща со своего блюдца, съедают его а затем называют овощ и его вкус.
Дидактическая игра «Вершки - корешки»
Ход игры: Педагог уточняет, что съедобный корень овоща дети будут называть корешками, а съедобный плод на стебле — вершками. Объясняет; что отвечать можно только двумя словами вершки и корешки. Кто ошибется, заплатит фант, который в конце игры выкупается. Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно — вершки или корешки. Педагог предупреждает, что дети должны быть внимательными, поскольку в некоторых овощах съедобно и то и другое.
Дидактическая игра «Кто больше назовет блюд»
Ход игры: Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдо, не повторяясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает кон.
Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»
Ход игры: Педагог показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа: «Огурец можно есть в сыром виде», «Картофель надо варить». Затем педагог предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя.
Дидактическая игра «Найди по описанию»
Ход игры: Педагог подробно описывает один из представленных овощей (форма, цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи и внутри) и предлагает детям его назвать и показать. Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.
Подвижная игра «Баба сеяла горох»
Ход игры: Один из детей становится водящим, все остальные — горошинками. Горошинки произносят текст и водят хоровод вокруг водящего.
Баба сеяла горох. (Дети приседают, держась за руки)
Ох! Уродился он неплох. (Приседают)
Ох! Уродился он густой. (Идут вцентр.)
Мы помчимся — ты постой!
Горошинки разбегаются по участку, а водящий ловит их. Первый, кого поймают, становится водящим. Водящими могут быть и два и три ребенка. Водящий имеет право только салить.
Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой).
Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками земли
Поливали огород (показываем, как поливали лейкой).
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени). Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся).
А сейчас ей тесто, бедной,
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)
Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла”
Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.)
Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.) Картошку, капусту, морковку,
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)
Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями.) Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.)
Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.) И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики.)
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)
Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)
Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики.)
Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)
Элементарная трудовая деятельность
Наблюдение за работой взрослых посильная помощь:
-Перекапывание почвы в огороде.
-Выращивание и высаживание рассады, семян овощей.
-Прополка, полив огорода.
-Сбор урожая.
-Сбор семян овощных растений.
Загадки
Над землей – трава,
Под землей – алая голова.
Догадались? (свекла)
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зелёным листом
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок -
Зелёненький лесок.(Редис)
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.(Лук)
Под землей не велик,
В шубе золотой старик.
Не умеет он смеяться,
И не любит раздеваться.
Кто кафтан с него снимает,
Часто слёзы проливает(Лук)
Вот так овощ-озорник,
Спрятался от нас в парник!
Вырос длинным, молодец!
Что за овощ?.. (огурец)
Длинный и зеленый -
Вкусен и соленый,
Вкусен и сырой.
Кто же я такой? (огурец)
Дом без углов,
Без дверей, без окон,
А внутри семья живет. (огурец)
Красный, детки, но не мак.
В огороде - не бурак.
Сочный лакомый синьор.
Угадали? (помидор)
Кто-то звал его когда-то
Просто-напросто томатом.
Так зовут и до сих пор
Красный круглый... (помидор)
Он на солнце греет бок,
Дарит нам томатный сок.
Любят люди с давних пор
Красный спелый… (помидор)
Одевался потеплей одноногий Пантелей.
Сто одежек натянул, ни одной не застегнул.
Он на ярмарку спешил, а в кармане пусто.
Пантелея малыши все зовут… (Капуста)
Стихи
Тетушка Фёкла,
Красная свёкла!
Ты салаты, винегреты
Украшаешь алым цветом.
(Т. Шорыгина)
Ты посмотри какой редис,
Головка розовая – вниз,
Верху – зелёненький пучок,
Он не высок, чуть на бочок.
***
Еще земля черна вокруг и солнцем не прогрета,
Но в огороде всходит лук – веселый вестник лета.
Когда, от сырости дрожа, он стрелки вверх потянет,
То на зеленого ежа похожа грядка станет.
***
В жаркий день и в день прохладный
Капуста хочет быть нарядной.
Стоит она на крупной ножке
В охапке держит все одежки.
(Г. Гринев)
Пословицы и поговорки:
Огород – для семьи доход.
Повадился козѐл в огород ходить, как бы ему рогов не сломить.
Что за порядок – огород без грядок!
Своѐ огораживай, чужого не пригораживай.
Луковый урожай убирать поспешай.
Лук – от семи недуг.
Лук да баня все поправят.
Без капусты щи не густы.
Заяц – трус, а и тот на капусту охотится.
Не суйся к капусте, пока не припустят
Без поливки и капуста сохнет.
Красна свекла, хоть и в черной земле растет.
Без свеклы борща не ищи.
Без борща обед – не обед, а без свёклы борща нет.
Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.
Картошку копать, не руками махать.
Огуречик в кадке, а морковь – на грядке.
Всякому овощу свое время.
Овощи хороши во щи.
Не вырастишь овощей - не сваришь и щей.